Подземный храм преподобного серафима саровского. Серафимовские светильники веры Храм серафима саровского на серафимовском кладбище расписание

Так, когда светильник веры в сердце сияет, человек все духовное ясно видит: Бога невидимого как видимого и прочее невидимое как видимое, – видит и дела, приличествующие христианскому званию, делает. Когда светильника в доме нет, в доме темно. Так, когда в сердце человеческом нет светильника веры, там не что иное, как только тьма и всякое заблуждение.

Святитель Тихон Задонский

Утром объявили штормовое предупреждение. Небо разразилось дождем. Редкие прохожие склонялись к земле под порывами шквалистого ветра.

Добравшись до петербургского Серафимовского кладбища, мы с подругой побрели к храму. На погосте царил вечный покой, бушующая стихия осталась за оградой.

За деревьями показались луковицы куполов церкви преподобного Серафима Саровского. У входа в храм собрались родственники усопшего, которого готовились отпевать. Чтобы не мешать близким покойного совершать скорбный обряд, в церковь мы решили зайти позже и отправились к могилам священников Василия Ермакова и Анатолия Гайнюка.

У могилы отца Василия, устланной ковром цветов, находилось несколько посетителей. Молодой человек возложил к подножью памятника букет белых роз и, упав на колени, безутешно разрыдался, как дитя. Смерть настоятеля стала тяжелой утратой для паствы и духовных чад…

Место захоронения иерея Анатолия Гайнюка находилось в глубине старого кладбища. С фотографии на могильном кресте, как живые, смотрели знакомые добрые глаза. Перекрестившись, мы поцеловали надгробие, и в следующий миг яркий солнечный луч, разрезав облака, озарил гранитную гладь обелиска, словно батюшка Анатолий нам улыбнулся с небес…

Я покрестилась в возрасте 22 лет и, не осознавая ответственности, возложенной Таинством Святого Крещения, спрятала нательный крест в ящике письменного стола. Но Спаситель нашел способ меня вразумить, явив Свою великую милость.

В «холерные» 1990-е безработица и безденежье наряду с семейными неурядицами породили в душе уныние и страх. Нужно было растить дочь, которой в ту пору исполнилось всего 7 лет, а рассчитывать на помощь супруга мне не приходилось: находясь в плену «зеленого змия», он и за себя уже не отвечал.

Однажды я случайно услышала об отце Василии Ермакове, служившем настоятелем церкви на Серафимовском кладбище. Обладая даром прозорливости, отец Василий помогал людям добрыми наставлениями и советами. Мне очень нужен был такой совет, и, впервые надев на шею нательный крест, я отправилась в храм преподобного Серафима Саровского.

В храме шла утреня, верующие осеняли себя крестным знамением, нараспев повторяли Символ веры. До этого дня церковных богослужений я не посещала, молиться не умела и, чувствуя себя неуютно, забилась в темный закуток, мечтая лишь об одном – скорее увидеть прозорливого старца. Но по окончании Литургии прихожан известили, что настоятеля сегодня не будет. Люди начали расходиться, а я не могла даже сдвинуться с места.

Казалось, рухнула последняя надежда, но у Бога был Свой план. В тот день Он приготовил для меня бесценный подарок – спасительную встречу.

Присев на скамейку, я расплакалась и, погрузившись в отчаяние, потеряла ощущение времени. В реальность меня вернул голос:

– Что случилось, мать? Почему плачешь?

Рядом стоял молодой священник с лучистыми карими глазами на худом, изможденном лице. Мы разговорились, проведя в душеполезной беседе несколько часов. Батюшку звали Анатолием.

Спустя три дня иерей Анатолий принял мою первую исповедь, стал мне опорой и утешением, духовным наставником и отцом.

Он был мягким, добрым учителем и боролся за каждого «новичка». Это была настоящая битва за человеческие души, в которой воин Христов проявлял огромное мужество.

Невысокий и худенький, словно мальчик, отец Анатолий не ходил по земле, а летал со скоростью ракеты, всегда улыбался и часто шутил, и в голову даже не приходило, что это стоило ему неимоверных усилий.

Дома его ждали жена и четверо малышей, которым требовалась забота и ласка. Разрываясь между иерейским служением и семьей, он совсем не отдыхал, спешил вершить добрые дела, словно знал заранее, что земной путь будет коротким, – тело точил тяжелый недуг.

Незадолго до своей кончины батюшка Анатолий перенес операцию по удалению поджелудочной железы и, едва оправившись после болезни, устремился в храм, продолжив служение Богу и людям.

«У священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки»

«Многие думают, что у священника перед мирянами есть какая-то привилегия или особая благодать… Я же тебе скажу: у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. У тебя нет настроения – все равно иди и служи. У тебя болят ноги или спина – иди и служи. У тебя в семье проблемы, но ты все равно – иди и служи! Этого требует Господь и Евангелие. Если нет такого настроя – всю свою жизнь положить на служение людям, – то займись чем-нибудь другим, не дерзай принимать на себя иго Христово», – говорил отец Василий Ермаков.

Внимая наставлениям иерея Анатолия, я старалась исправляться с Божией помощью, но не все и не сразу получалось, как нужно, и батюшка говорил:

– Дитя неразумное, не печалься! Господь всё устроит. А если случилось что, сразу ко мне беги!

Так и повелось: когда было плохо, я приходила в храм. Отец Анатолий беседовал со мной, исповедовал, но к Святому Причастию не допускал. Видимо, понимал, что тогда я была еще не готова приступить ко Святым Христовым Тайнам.

«Я и он – одно целое», – говорил об отце Анатолии его духовный наставник протоиерей Василий. Но я, грешница окаянная, не могла тогда оценить щедрость Спасителя, даровавшего мне духовного наставника в лице отца Анатолия, и продолжала искать встреч с отцом Василием Ермаковым.

С раннего утра в храме толпились страждущие, и, как только настоятель появлялся, прихожане «облепляли» его со всех сторон. В один из дней он сам подошел ко мне и сказал:

– Кончай реветь! Мужа своего приведи ко мне: поговорить с ним нужно.

Супруг с удивительной легкостью согласился поехать в храм, и как только мы с ним вошли в церковь, сразу оказались перед отцом Василием. Хитро прищурившись, батюшка перечислил обстоятельства одного скверного происшествия, участником которого являлся мой непутевый муж, укорив его напоследок:

– Ты, парень, сам виноват! Да и от Бога ты далеко.

С этими словами старец повернулся и ушел прочь.

В другой раз я пришла в Серафимовский храм со своей приятельницей, муж которой увлекся молодой женщиной и оставил семью. Безутешно рыдая перед святыми иконами, мы услышали голос:

– Хватить реветь!

Рядом стоял отец Василий. Всхлипывая, подруга бросилась к нему:

Всхлипывая, подруга бросилась к старцу: «Жить-то как?! Грязь ведь кругом!» «А ты не ходи в грязь!» – был ответ

– Жить-то как, батюшка?! Грязь ведь кругом!

– А ты не ходи в грязь! – ответил старец и направился к алтарю.

После Литургии он вышел на солею, чтобы произнести проповедь, взглядом вычленив нас двоих из огромной толпы. Народ, как по команде, расступился, и мы предстали на всеобщее обозрение. Батюшка говорил о губительности греха уныния, а люди, оглядываясь на нас, шептали: «Это вам говорят!» Действительно, речь настоятеля предназначалась нам, маловерным, заблудшим. На душе сделалось необыкновенно легко… Через отца Василия говорил Сам Господь…

Всякий раз, завидев меня в храме, отец Анатолий искренне радовался, как может радоваться встрече близкий, родной человек. Он находил время для душеполезной беседы, советовал, как восстановить добрые отношения в семье, наставляя, что нужно смиряться и терпеть. Но однажды вместо привычных разговоров о смирении батюшка произнес слова, которые навсегда остались в памяти. К сожалению, это была наша последняя встреча…

Отец Анатолий усадил меня на скамейку и пристально посмотрел в глаза. Это было необыкновенное ощущение, словно опытный врач просветил пациента рентгеном и вынес диагноз. Батюшка стал перечислять грехи, говорить о которых язык не поворачивался. Оставалось лишь утвердительно кивать головой, краснея от стыда… Покончив с этим, он подвел итог:

– Разводиться тебе нужно с супругом!

– Страшно, батюшка! Как все сложится?

– Не бойся, одна не останешься. Ты снова выйдешь замуж, и у тебя будет другая жизнь. Я тебе обещаю!

Слова духовника оказались пророческими. Вскоре я развелась и познакомилась с будущим мужем. Как и обещал батюшка Анатолий, у меня началась другая жизнь.

Так случилось, что по собственному нерадению я долго потом не приходила в храм. Батюшку своего вспоминала, но, пребывая в суете, до храма все доехать не могла. Весть о трагической кончине иерея Анатолия пришла неожиданно. Я осиротела…

Земной путь иерея Анатолия Гайнюка был коротким и ярким, как свет падающей звезды. Батюшка почил в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 1999 года в возрасте 35 лет, и теперь его душа пребывает в обители святой с Богом. Он был доблестным воином Христовым и талантливым Садовником: семена веры, посеянные им в душах людей, по сей день дают благодатные всходы.

Спустя три года после кончины отца Анатолия милостивый Господь привел меня в храм святых апостолов Петра и Павла в Парголово, где я обрела духовного наставника – протоиерея Константина Ступникова. Слава Богу за все!

Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского - шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым - Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее - в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило - 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела - либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря . Здесь есть частица мощей старца.

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в . Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы , устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: и Сретенском , а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове .

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку - в храме пророка Илии в Обыденском переулке .

Церковь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) - здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал “Православие и имир” благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

Храм Серафима Саровского на Серафимском кладбище – одна из самых почитаемых церквей Санкт-Петербурга. Насчитывая более 100 лет, святыня имеет интересную историю создания и развития.

История храма

Идея возникновения храма Серафима Саровского появилась весной 1905 года. Тогда же было получено благословение митрополита Антония на строительство. Предполагалось, что церковь будет трехпрестольной, названной именем Серафима преподобного. Рядом должно было располагаться кладбище для всеобщих захоронений.

Закладка церкви состоялась в июле 1906 протоиереем Николаем Травинским. Сооружением храма занимался крестьянин Васильев, принадлежащий к Псковской губернии. Строительство продолжалось 87 дней. Освящение Серафимовского храма состоялось в начале весны 1907 года протоиереем Николаем.

В 1923 храм получил самостоятельность (до этого он считался частью церкви Благовещенской). Первый настоятель церкви – Пашский Павел. Он же автор самого большого описания Серафимского кладбища с точки зрения истории.

Святыня прекратила свою работу лишь зимой 1942 года, когда помещение храма было обустроено под распределитель для приема раненых. Возрождение и возвращение церкви православной общине состоялось в апреле того же года. Колокола церкви звонили без остановки больше 2 суток после получения известия о прекращении блокады города.

В 1980 г. около храма было сооружено одноэтажное здание из кирпича. Сейчас оно служит помещением для трапезной, проведения занятий воскресной школы. В 2000 г. на средства пожертвований прихожан был проведен полный ремонт здания: замена пола, системы отопления, куполов с крестами.

В 2002 г. произведены ремонтные работы внешнего фасада, старые изображения заменены новыми мозаиками Серафима Саровского. Тогда же осуществлен ремонт часовни (ныне – церковная лавка). Начиная с 2007 года, отреставрировано большинство икон. Некоторые из них повторно покрылись позолотой. Святые изображения Казанской Божьей Матери и Николая Святителя помещены в новые киоты из дуба.


На сегодняшний день Серафимовский храм – одно из излюбленных прихожанами место. Несмотря на тяжелые времена, церковь почти не прекращала работу за всю свою историю, насчитывающую более века. С 2007 и по сей день настоятелем храма является протоиерей Николай, служащий в его стенах с 1984.

В июле 2009 в стенах храма побывал Патриарх Святейший Кирилл. Он наградил настоятеля орденом 3 степени Серафима Саровского преподобного. Патриарх также совершил праздничную литургию на могиле своего дедушки, захороненного на территории Серафимовского кладбища.

Серафимское кладбище

На территории кладбища Серафимовского в Санкт-Петербурге нашли свое последнее пристанище большое количество священников, церковных деятелей, внесших огромный вклад в развитие православия на Руси. Это, например, Раина Косьма, Сашин Виктор, Морозов Евгений, Пашский Павел, Ломакин Николай и многие другие.

Возле Березовой дороги почивают сестры монастыря Иоанновского. Первые могилы появились здесь до революции. В начале 1923 года все послушницы монастыря были отправлены в лагеря, сам монастырь попросту разорили и закрыли. Последние захоронения появились здесь после окончания Великой Отечественной, когда было принято решение о захоронении сестер монастыря на территории Серафимского кладбища Санкт-Петербурга.


В годы Великой Отечественной кладбище служило местом массового захоронения жителей города. После блокады в 4 общих траншеях было захоронено более 100 000 человек. В 2004 на месте, где почивают блокадники, было возведено Поклонный крест. Во время праздничных литургий возле креста совершаются памятные молебны.

В августе 2000 в водах Баренцева моря при выполнении учебных заданий затонул крейсер «Курск», на борту которого находилось 118 человек. Большинство погибших похоронены на территории братских могил кладбища.

Серафимское кладбище стало местом захоронения большого количества известных людей. Это и научные деятели, и люди искусства, и меценаты. Многие из них известны далеко за пределами государства.

Иконы

Около главного клироса храма находится основная святыня – икона Саровского Серафима. Здесь же лежат частички мощей, гроба и камня, где преподобный совершал свою молитву, длиною в тысячу дней и ночей. Легенда гласит, что святыни достались церкви как пожертвования супругов Ивановых, узнавших о строительстве храма.

С левой стороны церкви располагается икона «Умиление», изображающая Божью Матерь. Другое название образа – «Всех Радостей Радость». Как свидетельствуют очевидцы, зимой 1833 в кельи отца Серафима послушники обнаружили святого стоящего на коленях перед этой иконой.

Далее с правой стороны стоит икона Казанской Божьей Матери. Святыня явилась в 1579 в Казани. В 1811 специально для иконы был сооружен Казанский собор, где она находилась почти 100 лет. В 1904 в церковь забрались воры, похитившие святыню. Вскоре грабители были найдены, однако чудотворная икона бесследно исчезла.

С левой стороны возле северного входа располагается икона Николая Святителя, созданная маслом в начале 20 века. Святыня стоит на полу в специализированном киоте (резном в виде виноградной лозы).

Возле иконы Николая Спасителя стоит мемориальная доска, изготовленная из латуни. На ней изображен Николай Чудотворец. Доска создана в память погибших на реке Сан солдат и офицеров из пехотного Орловского полка.

С левой стороны при входе в храм – икона «Знамение», созданная в начале 20 века. На просторах Руси первоначальный вариант святыни носил название «Воплощение», при этом был известен еще с 11 века.

Сразу на предыдущей святыней располагается икона Божьей Матери Смоленской. Первоначально образ находился в стенах церкви Благовещенской. После закрытия последней икона перенесена в храм Серафима Саровского.

На противоположной стороне справа находится икона Матери Божьей Тихвинской. Образ написан маслом на дереве в конце 19 века. Первоначально икона создана по образу, явившемуся над водами озера Ладожского в 1383.

В храме находится икона «Взыскание погибших» Богородицы. Образ помогает людям, утратившим надежду на спасение, тем, кому кажется, что жизнь безвозвратно кончена. Божья Матерь помогает таким заблудшим душам найти правильную дорогу.

На противоположной стороне от Распятия размещается икона «Сретение». Святой образ является одним из самых древних в стенах храма. Он датируется серединой 18 века.

В стенах храма находится икона «Казанская – Романовская» Божьей Матери. Образ создан в 1888 в честь памяти чудесного спасения Александра 3, выжившего в железнодорожной катастрофе. При разгроме императорского дворца в начале 20 века икона была спасена Степаном Никитичем, работающим управляющим. В последующие годы святыня пряталась в его семье до момента передачи в храм Серафима Саровского.

Расписание богослужений

В стенах храма Серафима Саровского на Серафимском кладбище ежедневно проводятся богослужения:

  • в будние дни есть утренняя литургия (10:00) и вечерняя молитва (17:00).
  • по воскресеньям богослужения проводятся на 7, 10 и 13.

В большие православные праздники в стенах церкви проводятся особые литургии. Их расписание необходимо уточнять заранее, поскольку возможны изменения.

Как добраться до храма

Чтобы оказаться на Серафимском кладбище, необходимо выйти на станции метрополитена «Старая Деревня». Далее нужно пройтись по дороге Торфяной чуть больше 300 метров. Перед вашим взором будет расположена алея Березовая, где располагается кладбище.

Если пользоваться наземным общественным транспортом, в направлении храма едут:

  • троллейбус №40;
  • автобусы №172, 93;
  • маршрутки №172, 229, 193, 93.

Контактные данные

Для связи с представителями храма наведены контактные данные:

  • адрес – г. Санкт-Петербург, пер. Серебряков, дом №1 (Серафимское кладбище);
  • телефон – 430-15-50, 430 14 32 (канцелярия).

Фотографии







В 2016 храму Серафима Саровского исполнилось 110 лет. За годы существования здание подвергалось многочисленным перестройкам и усовершенствованиям. На сегодняшний день здесь не только огромная православная святыня, но и сооружение, несущее историческую ценность.

Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, которая находилась в нынешнем Сапожковском районе Рязанской области. В 1860 году в этой пустынной и красивой местности по приглашению богатого сапожковского купца Василия Ивановича Полунина поселился боголюбивый старец Павел. Пятнадцать лет жил старец Павел здесь. В 1875 году он скончался, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И.Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он открыл женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 был построен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 его сыновья подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия.

В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф. Жигардловичем в 1907 г.

После завершения постройки в 1909 г он был освящён благочинным монастырей архимандритом Даниилом в честь преподобного Серафима Саровского. Настоятелем церкви стал священник Александр Владимирович Русинов. Община развивалась – на территории храма было построено пять домов для монахинь и причта, была заменена ограда, сам храм был оштукатурен снаружи и внутри, в нём появились три картины стенной живописи: изображения двух ангелов и кончины преподобного Серафима Саровского. В 1915 году от Строительного отделения Московского Губернского правления было получено разрешение на строительство часовни со звонницей, святых врат и помещений для вратниц.

28-29 сентября 1917 г. Святейший Синод определил Кунцевское подворье Полунинской Крестовоздвиженской общины сделать самостоятельной общиной. Монахиня Серафима из Полунинской общины была поставлена начальницей в Кунцевский монастырь. То было тяжёлое для православных время. Не прошло оно бесследно и для Серафимовской общины. В 1918 году у общины отобрали имущество и храм. Чтобы совершать богослужения, надо было заключить договор с представителями местной власти и сделать опись имущества, что и было сделано все в том же 1918 году.

В конце 1922 года общину упразднили. Остался лишь храм, который сделали приходским. Сначала он успешно переживал "своеобразие" власти, не считая того, что в 1922 году у него изъяли 44 серебряных предмета - якобы "в пользу голодающих" - и отобрали большой колокол.

Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве. Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских.

Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. Сергей Николаевич Фелицын родился в 1895 г. в селе Погост Троицы – Чижи Ногинского района Московской области. Отец его был священником. У Сергея Николаевича были две сестры и брат. В 1916 г. он закончил Московскую Духовную семинарию. Затем он закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. В то время на долю храма выпали самые тяжкие испытания за время его существования. Настоятель и прихожане боролись за сохранение церкви.

В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские.

После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия: Механообозный завод; Завод мебельной фурнитуры; Кунцевский завод пластмассовых изделий и, наконец, Кунцевский завод автоматических ручек, который около 1970 года стал филиалом завода им. Сакко и Ванцетти. Рядом с храмом сохранилась кирпичная колокольня, выходящая в бывший Больничный переулок. После закрытия Серафимо-Николаевского храма в ней были устроены квартиры, а потом здесь помещалась кузница. За это время колокольня лишилась второго яруса, святые ворота были сломаны. Деревянная же колокольня и жилые дома на территории упраздненной общины давно снесены. Помимо церкви и каменной колокольни все остальные строения появились в советский период.

В 1999 году храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2000 году 31 мая церковь стала подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В 2004 году часть построек "странным образом ночью загорелась", что дало основания вывести часть территории из под действия закона об охране памятников культуры и исторического наследия, тогда же территорию в срочном порядке "продали некоему ООО". В настоящее время после смены нескольких собственников, последний ведёт строительство жилого дома.