Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов. Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) Особенности консультирования родителей детей с овз

Консультирование родителей детей с ОВЗ

На разных этапах развития общества менялись социальные ожидания и предписания к роли родителей в воспитании и развитии детей. В истории можно найти немало примеров жестокого обращения с детьми. Но, тем не менее, человечество пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей.

В XVII веке в Европе получили широкое распространение идеи Я.А.Коменского, который в своей книге «Материнская школа» описал основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, что должно было помочь родителям правильно формировать личность ребенка. Появление этой книги можно считать началом педагогики, обращенной к родителям, первым шагом к идее о необходимости подготовки родителей к выполнению воспитательных функций.

И.Г.Песталоцци связывал уровень педагогической культуры родителей с эффективностью процесса воспитания в семье. Час рождения ребенка, считал он, должен стать первым шагом его воспитания. Но для такого труда мать нуждается в «образовании» и «умении». Без материнской помощи «нежный росток» заглушат сорняки, а искалеченное ими растение не поднимется до свободного и могучего роста, до которого его может поднять разумная любовь образованной матери. Однако если мать выполняет «беспорядочно» желания ребенка, он привыкает подчинять ее волю своей. Так возникает непослушание и упрямство, как следствие низкого уровня родительской культуры матери.

Образование родителей выполняет функции помощи, поддержки, защиты детей и родителей. Оно обеспечивает грамотность решения тех или иных проблем, инициирует ответственность человека за своих детей и свободу педагогического выбора.

Педагогическая культура служит основой воспитательной деятельности родителей. Таким образом, цель повышения уровня педагогической культуры родителей - позитивные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и самореализации родителей.

В.В. Чечет, под педагогической культурой родителей понимает педагогическую подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. По его мнению, это составная часть общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики.

Данное определение позволяет выделить следующие основные компоненты педагогической культуры родителей :

Педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;

Практические умения родителей по воспитанию детей;

Умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.

Анализ проблем родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ, показал, что их условно можно разделить на три группы:

1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

На наш взгляд, для решения этих проблем может быть использовано социально-педагогическое консультирование родителей, а именно: социально-педагогическое консультирование как средство повышения уровня педагогической культуры родителей детей с ОВЗ.

Исходя из вышеперечисленных проблем, определяются задачи работы педагога с родителями:

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Основная задача педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность родителей, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Работа педагога с родителями осуществляется с коллективом родителей и индивидуально.

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности.

Социально - педагогическое консультирование родителей может быть двух типов:

Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования и т.д.);

Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

При проведении консультирование в малых группах основным методом работы является беседа. Коллективная форма консультирования - это работа с проблемой путем обсуждения.

На основании нашей работы с родителями была разработана п рограмма тематических консультаций для родителей детей с ОВЗ.

Цель программы - повышение педагогической культуры родителей; ослабление психической напряженности в отношениях детей и родителей.

Задачи программы:

    Способствовать осознанию родителей необходимости развития психолого-педагогической культуры.

    Способствовать повышению степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных моделей поведения.

    Расширение навыков диалогического общения.

    Отработка новых способов и приемов поведения.

    Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

    Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

    Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Особенности работы с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (от новорожденных до подростков 17 лет). В 2009 и 2010 годах их число оставалась практически без изменений - 495,37 и 495,33 тысячи соответственно. Затем в 2011 году наметился рост (до 505,2 тысячи), который отмечался также и в последующие годы: в 2012 - 510,9 тысячи, в 2013 - 521,6 тысячи, в 2014 - 540,8 тысячи.

Таблица 1.

Количество детей

Таким образом, прослеживается устойчивая тенденция увеличения в Российской Федерации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Ст. 2 п. 16 ФЗ об образовании гласит, что обучающийся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Анализ дефектологической и психолого-педагогической литературы позволил нам определить основные нозологические группы детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями зрения. Это могут быть полностью невидящие, либо слабовидящие. Первичный дефект в этом случае носит сенсорный характер, так как вследствие поражения зрительного анализатора у ребенка страдает зрительное восприятие. В ориентировочной и познавательной деятельности зрение практически не используется.
  • Дети с нарушениями слуха . К ним относятся неслышащие, слабослышащие и позднослышащие. В этом случае первичным дефектом также является сенсорное нарушение, а именно повреждение слухового анализатора. В данном случае значительно затруднено или невозможно речевой общение.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Первичный дефект - двигательные расстройства вследствие органического поражения коры головного мозга, выполняющих функцию двигательных центров. В таких случаях у детей можно наблюдать моторную неловкость,
    нарушения координации, силы и объема движений. Движения во времени и пространстве либо невозможны, либо значительно затруднены.
  • Дети с недоразвитием речи или её тяжелыми нарушениями . У этой категории в дальнейшем развиваются осложнения в познавательной сфере и коммуникациях.
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов . Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с задержкой психического развития , их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом). Это разнородная группа, которая может характеризоваться различной клинической симптоматикой и психолого-педагогическими особенностями. Объединяющим признаком у детей аутизмом является нарушение общения и социальных контактов.
  • Дети с комплексными (сложными) дефектами развития , когда сосуществуют два и более первичных нарушения, например, церебральный паралич и слабослышащие, задержка психического развития и слабовидящие.

Говоря об особенностях работы с родителями таких детей хотелось бы сделать акцент не столько на формах работы (они мало чем отличаются от работы с другими родителями: родительские собрания мастер-классы, консультации), сколько на внутреннем наполнении. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психотерапия. Какая бы форма работы у нас не была, она всегда носит психотерапевтический эффект, то есть родитель должен уйти с ресурсом.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья качественным образом меняет сложившийся уклад жизни, вызывая у родителей очень широкий спектр эмоциональных реакций, чаще всего объединенных таким емким понятием как «родительский стресс». В динамике родительского стресса традиционно выделяют несколько стадий.

Первая стадия сопряжена с эмоциональной дезорганизацией членов семьи. Родители испытывают шок, смятение, растерянность, беспомощность, а в некоторых случаях и страх перед ситуацией, с которой столкнулись.

Вторая стадия - это период негативизма и отрицания . Проявляется эта стадия по-разному: одни родители не желают признавать наличие проблемы и диагноз ребенка (реакция по типу «мой ребенок не такой»), другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимают всей глубины проблемы (реакция по типу «он же еще выправится, перерастет»).

На первой и второй стадиях усилия психолога следует направить на укрепление внутрисемейных отношений и сотрудничества между членами семьи. Психологу и другим специалистам важно понимать, что на первых порах родители могут оказаться не готовы к их помощи, особенно к общению с психологом или психотерапевтом. В этот период родители ребенка с ОВЗ скорее поделятся своими переживаниями с другими родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами. И этот опыт может носить поддерживающий и даже психотерапевтический эффект, что очень ценно для ресурсирования данной семьи.

Третья стадия - горевание. По мере того, как родители начинают принимать и понимать проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль, связанную с осознанием проблемы. На этой стадии у членов семьи могут появится депрессивные и невротические реакции.

Четвертая стадия - адаптация . Характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ситуации появления в семье ребенка с особенностями. Одни родители в силу своих личностных качеств, жизненного опыта и других факторов могут самостоятельно справиться с вышеназванными стадиями и адаптироваться к подобной ситуации, другие родители нуждаются в психологической помощи в виде консультаций и эмоциональной поддержки, а некоторым родителям и другим членам семьи нужна длительная психотерапевтическая помощь.

Конечно, каждая семейная ситуация, сопряженная с появлением ребенка с ОВЗ, уникальна и индивидуальна, и то, как именно и как долго будут протекать стадии адаптационного синдрома зависит от ряда сопутствующих факторов (личности родителей, диагноза ребенка, прогнозов и т. д.). Бывают ситуации, когда родители «застревают» на одной из стадий и тогда задача психолога - сопроводить родителей в данный период, помочь прожить его и выйти на следующий этап.

На тех стадиях, когда родители готовы разделить свои переживания с психологом (или иными специалистами), готовы принять от него помощь, задачей психолога становится помочь родителям (и другим членам семьи) через осознание своих чувств и переживаний, через коррекцию родительского состояния сформировать у них ценностное отношения к ребенку с ОВЗ и позитивный взгляд на его будущее. Для того, чтобы помочь достичь этой цели мы предлагаем вариант структурированного опросника родителей, имеющих детей с ОВЗ, который позволяет уточнить беспокоящие симптомы самих родителей (не ребенка) и поразмышлять над природой проблемы. Этот опросник имеет психотерапевтический характер, позволяет родителям выйти за рамки привычного восприятия и понимания своей ситуации, убрать генерализацию проблемы, разбивая её на составные части, выйти из ассоциированного состояния.

Опросник позволяет родителям осознать свои истинные чувства, эмоции, переживания - вербализовать - начать управлять ими. Стать над проблемой. Пока мы внутри, ассоциированы, проблема управляет нами.

Вариант структурированного интервью с родителями, имеющими детей с ОВЗ

Жалобы

Что конкретно беспокоит маму (других членов семьи) в поведении ребенка, эмоциональном состоянии, общении с другими детьми или взрослыми?

Когда беспокоящие моменты возникли впервые?

Когда это стало заметным?

Когда это стало мешать?

Когда Вы (мама) это видите, когда Вы с этим сталкиваетесь, что с Вами происходит? Что Вы испытываете? Что физически с Вами происходит?

Как вы поступаете в эти моменты?

Что Вам удается сделать?

Кто или что Вам помогает в эти моменты себя сохранять или поддерживать?

Как Вы понимаете, определяете, что очередной трудный момент близок?

Бывает ли что должно начаться, но не началось?

Как чаще всего заканчиваются такие трудные моменты?

Что бывает потом?

Когда Вы «выдыхаете»?

Становится ли лучше или хуже с течением времени?

Каким взрослым себя чувствует в связи с этой проблемой?

Какую жизненную задачу ставит перед Вами эта проблема в масштабе всей жизни?

Природа проблемы

Что Вы думаете о причинах тех особенностей ребенка, которые Вас беспокоят?

Когда и при каких обстоятельствах Вы поняли, что это так?

Если Вы нашли эту точку, вернитесь в этот момент и вспомните, что изменилось внутри Вас?

Что Вам дало это понимание?

Предлагаемые вопросы для проведения беседы с родителями носят примерный характер и могут быть видоизменены в зависимости от контекста беседы, особенностей ребенка или родителей, стадии проживания семьей ситуации и множества других факторов. Данный опросник поможет специалисту структурировать беседу с родителями, диагностировать их эмоциональное состояние и возможно определить некоторые векторы коррекционной помощи данной конкретной семье.

Этапы консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ

  1. Знакомство. Установление доверительного контакта.
  2. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц их замещающих.
  3. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка.
  4. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностной свойств.
  5. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
  6. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
  7. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Согласно статистике, большинство семей, в которых рождаются дети с нарушениями в развитии, распадаются, отцы из этих семей уходят. Разные специалисты приводят разные данные: кто-то говорит о 10% полных семей, воспитывающих инвалидов, кто-то - о 5-8%…

Чаще подвержены семьи к разводам, где женщина ведет себя пассивно или панически (раздражается, по любому поводу бьет тревогу). Такие супружеские отношения не становятся именно тогда, когда родился больной ребенок, задатки были внесены еще до его рождения. В семьях, где сложились с начала хорошие отношения, такое редко происходит. Некоторые семейные пары считают, что рождение больного ребенка, только укрепило их союз. Но чаще как это не прискорбно случается наоборот.

Что же начинает происходить в такой семье между мужем и женой? Распространенный вариант, увы, такой: вместо того, чтобы еще больше сплотиться и еще бережнее относиться друг к другу, преодолевая новые трудности, супруги становятся оппонентами, предъявителями претензий.

То же самое сплошь и рядом происходит в семьях, где растут обычные дети. Но в кризисной семье это противостояние усиливается, порой к нему прибавляются и взаимные обвинения вроде: «Это из-за тебя ребенок родился таким, это у тебя что-то не так в роду» и т. п. Естественно, что женщина эмоционально привязана к ребенку гораздо больше отца, она острее переживает различные состояния своего ребенка. Но значит ли это, что отец любит ребенка меньше?

Особенности консультирования отцов

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами ребенка с особенностями, процесс консультирования должен быть направлен на:

Поддержку и развитие у отца ребенка потребности сохранить семью или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

Снижение уровня травмированности по поводу психической или физической «дефектности» ребенка; щадящее отношение к переживаниям отцов (реакции, которые мы можем зафиксировать отличные от женских);

Развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;

Привлечение отца к активному общению с ребенком (прогулки, мероприятия по физическому развитию, совместный отдых, семейные традиции).

Особенности консультирования матерей

Тактика работы с матерями проявляется в:

Снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом;

Обсуждение проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также в семьях, растящих здоровых детей;

Коррекция деструктивной позиции матери («мой ребенок такой, как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет», или «Из него никогда ничего не получится»).

Отношение родителей к особенностям своего ребенка - это та отправная точка, которая определит дальнейший путь ребенка и его социализацию в обществе. Нарушения детско-родительских коммуникаций и деструктивное отношение к проблеме могут привести к возникновению необратимых поведенческих отклонений и значительно усложнить процесс социализации ребенка. Для того, чтобы суметь помочь своему ребенку родители, прежде всего, сами должны находится в ресурсном состоянии, не должны стыдиться своего ребенка или стремиться из чувства жалости ограждать его от любой сложной деятельности. Тогда и сам ребенок не будет чувствовать себя иным, беспомощным, ни на что не способным.
Памятка «Если в семье особенный ребенок»

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.
  3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
  4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.
  5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решения.
  7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  8. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезвычайными.
  9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
  10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Полный текст

В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социа­лизации, поскольку данный тезис убедительно рас­крыт в многочисленных работах психологов и педа­гогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение со­здать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка . Осознают ли это сами родители?

Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики, наши соб­ственные наблюдения - приблизительно две тре­ти родителей, воспитывающих детей с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), не осозна­ют определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вто­ричных дефектов в его развитии с неблагополуч­ными отношениями в семье, с неоптимальным сти­лем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и про­блемы исчезнут»), либо, расписавшись в собствен­ной беспомощности, надеются только на специа­листов, на то, что детский сад или школа справят­ся со всеми проблемами в развитии ребенка само­стоятельно.

Ошибочность такой установки многократно анали­зировалась в научной литературе . Автори­тетными учеными убедительно показано, что только при условии своевременного включения роди­телей в коррекционно-развивающий процесс можно и скорректировать и предупредить появление вторич­ных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного разви­тия ребенка с ОВЗ с целью интеграции его в общество.

Эта задача непосредственно сопрягается, на наш взгляд, с задачей повышения эффективности психоло­гического консультирования родителей в условиях ин­клюзивного образования.

Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей? Во-первых, осуществ­ление психоконсультирования на основе материалов углубленной диагностики; во-вторых, целенаправлен­ную работу по организации ранней консультативной помощи (лучше до поступления ребенка в детский сад, т. е. в первый год жизни); в-третьих, выделение в каче­стве приоритетной в консультировании задачи фор­мирования у взрослых адекватного родительского по­ведения, основанного на умении выстраивать педаго­гически целесообразные отношения с ребенком и ак­тивно участвовать в совместной со специалистами коррекционно-развивающей работе; в-четвертых, ори­ентацию специалистов на работу с семьей проблемно­го ребенка как с целостной системой; в пятых, специ­альные усилия коллектива сотрудников ОУ по под­держанию благоприятного психологического настроя родителя и семьи в целом.

Формат небольшой статьи не позволяет рассмот­реть все пять условий оптимизации работы с родите­лями, воспитывающими проблемных детей, поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Оптимизация консультативного процесса возможна только в том случае, если специалисты ОУ хорошо знают, что собой представляет каждый проблемный ребенок и что со­бой представляет его семья. Понимая это, мы предус­матриваем проведение и первичной, и углубленной диагностики детей, проводим обследование детей и на начальном этапе работы, и на завершающем, составля­ем психологическое заключение по результатам диа­гностики.

Не менее важным считаем изучение конкретных семей, поскольку материалы научных исследований позволяют, на наш взгляд, составить лишь некоторый обобщенный «психологический портрет» семьи, воспи­тывающей ребенка с ограниченными возможностями. А для оказания адресной помощи ребенку, для обеспе­чения взаимопонимания с родителями необходимо увидеть «неповторимое лицо», особый микромир каждой конкретной семьи.

Так как изучение научной литературы поз­волило выявить особую значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью, то именно эти параметры мы и стремимся исследовать в первую очередь. Для изучения типа отношения роди­телей к ребенку используются методы наблюдения, беседы и тестирования родителей. Тестирование осу­ществляется с применением валидной и надежной ме­тодики PARI (parental attitude research instrument -ме­тодика изучения родительских установок), разрабо­танной американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл и в нашей стране адаптированной Т. В. Не-щерет. Самочувствие родителей, преобладающее наст­роение, степень их удовлетворенности жизнью выяв­ляются в ходе специальной диагностической беседы, являющейся частью консультативной встречи. При необходимости беседа дополняется тестированием с помощью теста «Индекс жизненной удовлетвореннос­ти», разработанного американскими учеными, впер­вые опубликованного в 1961 г. и адаптированного Н. В. Паниной в 1993 г.

Представим в свернутом виде результаты изучения 18 семей, воспитывающих детей дошкольного возрас­та с проблемами в развитии, посещающих массовые группы детского сада № 306 Новосибирска. Для боль­шинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку: чаще -эмо­циональная отстраненность от ребенка; реже - само­отдача, излишняя концентрация на ребенке. Эмоцио­нальная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах. Первый вариант - излишняя стро­гость и требовательность; второй вариант - предо­ставление ребенку фактически полной свободы в дей­ствиях, бесконтрольность, попустительство. Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в не­благоприятных условиях семейного воспитания.

Так, например, такой тип отношения к проблемно­му ребенку, как излишняя концентрация на нем, при­водит к тому, что к 5-6 годам ребенок теряет и без то­го слабую способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, он постоянно ждет помощи от взрослых: дома - от родителей, в детском саду - от педагогов. Следствие такого типа отношения к ребен­ку - трудности социализации, неизбежное усугубле­ние вторичного дефекта. Убеждены, что родители, склонные к гиперопеке, объективно нуждаются в пси­хологической помощи. Важно помочь им понять, что чрезмерная концентрация на ребенке лишает нор­мальной жизни их самих и блокирует процессы само­развития ребенка.

Исследование «индекса жизненной удовлетво­ренности» позволило обнаружить, что ни один из родителей трудных детей, посещающих ДОУ, не удовлетворен своей жизнью в полной мере. Средняя степень удовлетворенности своей жизнью наблюда­ется у 4-х родителей. У остальных участников про­веденного исследования, т. е. у 14 человек, зафикси­рован низкий индекс жизненной удовлетвореннос­ти. Эти родители считают, что жизнь несет им боль­ше разочарований, чем большинству людей, с кото­рыми они знакомы. Они убеждены в том, что многое упустили в своей жизни; отмечают, что с годами ощущают все большую усталость от жизни. Заме­тим, что возраст участников обследования находит­ся в интервале от 24 до 43 лет. 10 мам из 13, соста­вивших данную группу, переживают чувство вины, считают, что совершили в своей жизни много оши­бок, за которые приходится расплачиваться. Для всех 14 респондентов данной группы характерны пессимистический взгляд на жизнь, на свое буду­щее, подавленное состояние.

Результаты данного исследования представляют не столько теоретический, сколько практический ин­терес: 77 % родителей, принявших участие в нашем об­следовании, объективно нуждаются в психоконсуль­тировании и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания проблемного ребенка. Заметим, что работать с родителями проблемных детей еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие про­блемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком - усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоя­тельство побудило нас начать искать разнообразные варианты выхода на родителей, имеющих особых де­тей, задолго до поступления ребенка в детский сад. Этот подход дает хорошие результаты: в тех случаях где удается провести раннюю психодиагностику детей (например, в 8-14 месяцев) и оказать своевременную помощь родителям, направленную на повышение их родительской компетентности, там впоследствии осо­бому ребенку легче адаптироваться в инклюзивной группе детского сада.

Психоконсультирование родителей проблемных детей, посещающих массовые группы детского сада (детей с задержанным развитием различного генеза, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и т. д.), выстраивается нами как непосредственная работа с родителями, направленная на решение раз­личного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родитель-ских отношениях, где основным средством воздей­ствия является определенным образом построенная беседа . Перед каждой встречей тщательно продумываются все этапы консультирования, а именно: конкретные приемы установления контак­та; получение информации о психологическом кли­мате в семье; особенности развития ребенка на ран­них этапах и его поведение в разные периоды жизни и в разных ситуациях и т. д.

Во время консультирования считаем особо важ­ным помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспе­чить «запуск» рефлексивного мышления, что позволя­ет понять причины трудностей в развитии и поведе­нии ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент соб­ственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как не­рефлексивное и активное выслушивание, информиро­вание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Свою сверхзадачу мы видим в реализации сис­темного подхода, а именно в том, чтобы помочь роди­телям восстановить или преобразовать связи между членами семьи, найти наиболее оптимальные способы воспитания ребенка, опирающиеся на его личностные и познавательные ресурсы.

Наиболее актуальными вопросами практики пси­хоконсультирования родителей являются, на наш взгляд, следующие:

    Как вовлечь родителей, имеющих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (пусть даже незначительными), в кон­сультативный процесс и через него - в активную коррекционную работу в условиях семейного вос­питания?

    Как правильно строить консультативный про­цесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями?

    Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса?

    Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу врачей», характерный для многих родителей проблемных детей?

    Как вовлечь в консультативный процесс не одно­го родителя, а всю семью, в которой воспитывается ре­бенок с нарушениями в развитии?

    Как работать с родителями, отвергающими свое­го ребенка?

    Может ли специалист повлиять на «индекс жиз­ненной удовлетворенности» родителей, воспитываю­щих детей с нарушениями, который имеет, как прави­ло, низкие показатели?

    Какие техники консультативной работы эффек­тивны для преодоления установки, характерной для части родителей, на симбиотические отношения с ре­бенком?

Нами найдены способы решения некоторых из этих проблем, и мы рассчитываем на продуктивный диалог с заинтересованными коллегами (специалиста­ми в области инклюзивного образования).

Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Скопировать

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное пси­хологическое консультирование. 2-е изд. - М.: Неза­висимая фирма «Класс», 2000. 208 с.
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Про­блемы психического развития детей. - М.: МГУ, 1990. 136 с.
  3. Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализа­ции ребенка // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 122-123.
  4. Кочюнас Р. Основы психологического консуль­тирования. - М., 1999. 240 с.
  5. Малофеев Н. Н. Ранняя помощь - приоритет со­временной коррекционной педагогики // Дефектоло­гия. - 2003. № 4. С. 7-11.
  6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии. - СПб., 2001.
  7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Уч. пособие для студ. высш. уч.. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. Под. ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. 192 с.
  8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содер­жание деятельности психолога специального образо­вания. Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
  9. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, вос­питывающих детей с отклонениями в развитии // Де­фектология. 1998. № 1.

Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:

    психолого-педагогическое консультирование;

    семейное консультирование;

    профориентированное консультирование.

Психолого-педагогическому консультированию должна предшествовать медико-генетическая консультация, которая осуществляется в рамках оказания медицинской помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Главной задачей медико-генетической консультации является определение причин нарушенного психофизического развития ребенка и установление возможностей семьи для дальнейшего рождения здоровых и полноценных детей.

Психолого-педагогическое и семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование чаще осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Практическая работа с семьями воспитанников в специальных коррекционных образовательных учреждениях позволила нам выделить следующую организационную форму консультирования семьи. Первый этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. Третий этап: психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка. Четвертый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств. Пятый этап: формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье. Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Профориентированное консультирование

Особое значение в профессиональном становлении молодого человека играет семья, ее позиция по отношению к ребенку-инвалиду, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:

    ориентация родителей в основных целях профессиональной реабилитации их ребенка;

    формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

    формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

    повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей;

    ознакомление с результатами профориентационного психодиагностического изучения молодого инвалида.

Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Далее мы раскрываем содержание каждого этапа консультативного процесса.

Этапы консультирования и диагностика семейных проблем

Первое впечатление о психологе оказывает огромное влияние как на дальнейший ход исследования, так и на возможность достижения положительного результата консультации. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки - это те невербальные средства, которые используются психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок с первой минуты общения могут находиться в некотором напряжении. Об этом свидетельствуют выражения лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с отклонениями в развитии это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому позитивная тональность беседы, которую ведет психолог, его бодрое приветствие («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю...» ) позволяют снять напряженность и приступить к изучению проблем в этой семье.

Вначале психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя проблемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает родителей ребенка и лишь изредка ставит вопросы для уточнения деталей. Затем беседа продолжается отдельно (без ребенка) с каждым взрослым, сопровождающим ребенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом проводится обязательно. Ниже приводится перечень проблем, с которыми родители детей с отклонениями в развитии чаще всего обращаются к психологу: 1) трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка (ребенок не справляется с образовательной программой; семья обращается к психологу, чтобы определить учреждение, в котором ребенок сможет учиться); 2) неадекватные поведенческие реакции ребенка (негативизм, агрессия, странности, немотивированные страхи, непослушание, неуправляемое поведение); 3) негармоничные отношения со сверстниками (здоровые дети «тяготятся», стесняются больных брата или сестры, подвергают их насмешкам и унижениям; в школе, детском саду, на улице дети показывают на больного ребенка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; обижают, не хотят с ним дружить, называют глупым или дураком и др.); 4) неадекватные межличностные отношения близких родственников с больным ребенком (в одних случаях родственники жалеют больного ребенка, гиперопекают и «заласкивают» его, в других - не поддерживают с больным ребенком отношения; со стороны больного ребенка может проявляться грубость или агрессия по отношению к близким); 5) заниженная оценка возможностей ребенка специалистами образовательного учреждения (родители жалуются, что воспитатель или учитель недооценивает возможности их ребенка, в домашних условиях ребенок показывает лучшие результаты успеваемости); 6) нарушенные супружеские отношения между матерью и отцом ребенка; 7) эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребенка с отклонениями в развитии, в крайних случаях отказ даже от его материального обеспечения; 8) сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребенку с отклонениями в развитии и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессии) и др. В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные о ребенке, историю его рождения и развития, изучает документацию, принесенную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогических исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует творческие и контрольные работы ребенка. На этом этапе у психолога формируется первичное обобщенное представление о проблемах ребенка и его семьи. Например:

у ребенка в действительности имеются проблемы в психофизическом развитии, и ему необходима специализированная помощь;

родители используют неадекватные модели воспитания, которые искажают личностное развитие ребенка;

члены семьи травмированы состоянием здоровья ребенка, в первую очередь его дефектом; между ними накопилось много проблем, которые своими силами они решить не могут.

На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребенок. С этого момента осуществляется диагностика интеллектуальных и личностных особенностей ребенка, прогнозируюся его возможности к обучению по определенной программе. В случае если у ребенка оказываются резко сниженными познавательные способности и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близких (чаще всего матери или бабушки). В начале исследования содержание вопросов и заданий определяется той интуитивно-эмпирической оценкой, которую дает ребенку психолог при первичном наблюдении, а также на основе анализа представленной документации. Затем содержание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться. В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ребенка в соответствии с возрастными нормативами развития, так и его личностные характеристики. Цели психолого-педагогического обследования ребенка включают:

    определение характера и степени нарушений у ребенка;

    выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка;

    оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям психолога или близких.

Следует отметить, что если родители консультируются у специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть которого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.

Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личностными характеристиками самих родителей (психологическим типом). Предложение психолога о проведении обследования самих родителей вызывает у отдельных родителей негативную реакцию. Психолог объясняет, что, безусловно, участие родителей в психологическом обследовании является добровольной процедурой и родители имеют полное право от нее отказаться. Однако в таком случае вряд ли удастся определить причины внутрисемейных проблем и затем их разрешить. Психолог доказывает родителям важность психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома. Он мягко, но настойчиво убеждает родителей в необходимости их участия в диагностическом обследовании. Одновременно родителям сообщается, что вся информация, которую они доверяют психологу, строго конфиденциальна и никогда не будет использована во вред ребенку или его семье, что предписано этическим кодексом психолога. В начале обследования с целью снятия опасений и лишних сомнений родителям предлагаются самые элементарные тесты: методика М. Люшера, методика «Моя семья», а затем уже опросники, включающие значительное число вопросов, - СМОЛ (СМИЛ) - ММРI, ACB и др. Чтобы родители не волновались по поводу правильности их ответов, психолог напоминает им о том, что отвечать на вопросы нужно сразу, долго не раздумывая, а правильность выбора всегда относительна. В качестве домашнего задания родителям предлагают методику «История жизни с проблемным ребенком», подробно объяснив инструкцию к ее выполнению. Обследование родителей при первичном консультировании продолжается не более 40-50 минут. Это время, которое большинство родителей, по нашим эмпирическим оценкам, соглашается потратить на обследование. В случае если возникла необходимость в дополнительной информации, семья приглашается на повторное консультирование.

Этот этап продолжает процедуру диагностики и консультирования семьи. Он посвящается обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребенка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости ее и переформулирует. Задача психолога на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание родителей ребенка на действительно существенные и значимые стороны проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы стремится убедить в неправильности их собственной позиции.

Пример 1. Родители Кати Н. пришли на консультацию с целью узнать, в какой клинике и какими медикаментозными средствами можно вылечить их дочь (Кате восемь лет, она страдает умственной отсталостью в тяжелой степени, расторможена, некритична, возбудима).

Пример 2. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха, не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал в учебе.

Пример 3. Мать Тани К., страдающей детским церебральным параличом, обращается за помощью к психологу, чтобы узнать, как наладить отношения Тани с ее старшей сестрой.

В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно изменяет взгляд родителей на постановку проблемы. Это самая сложная для психолога и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя и изменить его позицию не всегда удается сразу, а иногда и совсем не удается во время первичной консультации. Поэтому чаще выбирается компромиссное решение и родителям дается возможность оценить предлагаемый психологом способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его в течение определенного времени. Так, в первом случае в самом начале беседы с родителями Кати Н. им предоставляется возможность высказаться и выплеснуть все самые тяжелые переживания и сомнения по поводу состояния дочери. Затем планирование деятельности родителей в отношении Кати постепенно переводится из медицинской в коррекционную сферу. Родителям демонстрируются конкретные приемы обучения и воспитания, а также подсказываются пути социальной адаптации, доступные возможностям Кати. Во втором случае матери Коли М. тактично демонстрируются его трудности и несостоятельность при обучении по массовой программе и успешность при обучении по специальной коррекционной программе. В третьем случае матери Тани К. доказывается, что улучшение отношений между сестрами возможно через формирование в семье (матерью и другими близкими) чувства сострадания и сочувствия к проблемам младшей из сестер и привлечение к оказанию ей помощи и поддержки старшей сестры.

Основные проблемы семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, решаются в результате осуществления следующих мер:

правильного выбора для ребенка программы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;

организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях;

выбора адекватной модели воспитания и обучения практическим навыкам воспитания родителей ребенка;

формирования у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, учителями);

изменения мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка;

установления адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.

Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем. Психолог дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Психолог предупреждает родителей о возможности существования отсроченного решения проблем, т. е. отдаленного результата предлагаемых к реализации мер. Одновременно психолог убеждает родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более ухудшиться. Кропотливый и тяжелый труд родителей будет обязательно увенчан успехом, и их дети смогут быть адаптированы к самостоятельной жизни полностью или частично, а также будут полезными, нужными и любимыми в своей семье. Если же родители не демонстрируют согласия с позицией психолога или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, им предлагается посещение коррекционных обучающих занятий с ребенком.

Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.

При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами :

    установлением контакта на уровне «обратной связи»;

    коррекцией понимания родителями проблем ребенка;

    коррекцией межличностных (родитель - ребенок и ребенок - родитель) и внутрисемейных (мать ребенка - отец ребенка) отношений.

Главная тактическая задача психолога при установлении контакта на уровне «обратной связи» заключается в том, чтобы в результате консультирования семья смогла бы разрешить свои проблемы и чтобы процесс их преодоления приобрел бы конструктивный характер. Поэтому при необходимости важнейшим условием конструктивного взаимодействия психолога с семьей становится пролонгированное консультирование. Оно может длиться столько времени, сколько это необходимо семье, т. е. два, три сеанса, а иногда и более. В некоторых особо сложных случаях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи. С целью достижения максимально позитивного результата консультирования формируется доверительный контакт с родителями на уровне «обратной связи». Его цель - убедить родителей в том, что их понимают, сочувствуют им и пытаются помочь. Уровень достижения сочувствия должен быть достаточно высоким, таким, чтобы родитель ощутил весомую психологическую поддержку и взаимопонимание. «Обратная связь» - это специфический психотерапевтический прием, который позволяет всем участникам процесса взаимодействия (членам семьи и психологу) устанавливать более глубокий уровень понимания друг друга и раскрывать те области осмысления проблемы, которые для родителей до контакта с психологом оставались неизвестными и скрытыми. Действие эффективной «обратной связи» позволяет снизить активность защитных психологических механизмов родителей, создать атмосферу доброжелательности и условия для высвобождения самых глубинных эмоциональных переживаний.

Процесс адекватного понимания родителями проблем ребенка (его дефекта, адаптации, будущего трудоустройства и личной жизни) становится возможным лишь в случае нейтрализации и снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента определения у ребенка нарушений развития. Адекватное понимание проблем возникает лишь тогда, когда родительское восприятие проблем переводится с эмоционального уровня на рациональный. Особенно значимое, фрустрирующее воздействие эмоциональный стресс оказывает на мать ребенка. Снижение напряженности переживаний у матери больного ребенка оказывается возможным лишь при ее переключении с предмета переживаний («У меня родился больной ребенок», «Мой ребенок не такой, как все» ) на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы. Для родителей проблемного ребенка такой деятельностью становится коррекционный образовательный процесс, направленный на развитие их ребенка. Приобщение родителей к коррекционно-развивающей работе со своим ребенком дает им возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. Творческая реализация родителями педагогической деятельности служит повышению их самооценки и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения. С другой стороны, педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой формируется общение между родителями и ребенком, психологом и ребенком, психологом и родителями ребенка. Конструктивное общение является универсальным механизмом коррекционного воздействия, которое оказывает психолог на родителей проблемного ребенка. Только в атмосфере позитивного эмоционального контакта психолог может ожидать от родителей взаимопонимания и выполнения его советов. С целью укрепления этого контакта и для решения задач, направленных на коррекцию дефекта ребенка, родителям или только матери предлагается посетить несколько индивидуальных коррекционных занятий с ребенком. Это позволяет не только решать проблемы социальной реабилитации ребенка, но и оказывать действенную психокоррекционную помощь семье в лице его родителей. Организация пролонгированного консультирования, в рамках которого проводятся подобные индивидуальные коррекционные занятия, осуществляется в первую очередь для родителей тех детей, которые испытывают особые трудности в социальной адаптации и в обучающем процессе. Одновременно коррекция понимания родителем проблемы ребенка проводится с учетом материнской и отцовской позиций родителей ребенка.

Как показывает практика, у отцов детей с отклонениями в развитии чаще проявляется следующая позиция: стремление скрыть существование больного ребенка, желание «не видеть» и не замечать наличие отклонений в его развитии, в некоторых случаях даже отсутствие желания обсуждать эту проблему. Следует отметить, что до настоящего времени, к сожалению, не проводилось сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей по отношению к ребенку с проблемами в развитии. Однако опыт подсказывает, что, в отличие от материнской, отцовская позиция характеризуется большей закрытостью и отсутствием желания идентифицировать себя с больным ребенком. Эта проблема, видимо, связана с ролью отца в патриархальном типе семьи. Отец - глава семьи и вершитель судеб ее членов. Он осуществляет взаимосвязь между различными поколениями и эпохами. В случае если рождается больной ребенок, для отца эта связь нарушается. Переживания отца, вызванные проблемами ребенка, направляются чаще на сокрытие тяжести проблемы. Затем этот процесс у некоторых отцов трансформируется в отчуждение от переживаемого, далее в отчуждение от проблемы и может завершиться полным отчуждением от самого ребенка. Такие отцы чаще стремятся исправить свою личную, жизненную ситуацию с помощью рождения другого ребенка или другого брака, а о том, что случилось, забыть. Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами «дефектного» ребенка, процесс консультирования направляется на:

поддержку и развитие у отца ребенка потребности к сохранению семьи или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

щадящее отношение к переживаниям отцов о будущем ребенка, снижение уровня травмированности по поводу психической и физической «дефектности» ребенка;

развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;

привлечение отца к общению с ребенком (воскресные прогулки, возложение на него ответственности за физическое развитие ребенка, совместный отдых, семейные праздники и др.).

Чрезвычайно актуальная для отцов проблема наследования решается через ознакомление с международными юридическими нормативными актами в отношении прав детей-инвалидов.

Главное отличие материнской позиции от отцовской проявляется в том, что дефект ребенка воспринимается подавляющим большинством матерей как данность, с которой нужно научиться жить. Матери принимают проблему ребенка качественно иначе, чем отцы. Активный или пассивный протест матерей прежде всего направляется против самого дефекта. Матери не принимают дефект ребенка, но они не могут не принять самого ребенка, своего ребенка. В этом проявляется основное свойство материнского инстинкта - сохранить зародившуюся жизнь, а затем постоянно оберегать, защищать и растить свое дитя, каким бы оно ни было. В связи с этим тактика психолога в работе с матерями проявляется:

Перед процессом консультирования ставятся следующие задачи :

формирование продуктивных форм взаимоотношений с ребенком в семье и в социуме;

коррекция позиции матери, исключающей наличие проблем у ее ребенка («Мой ребенок - такой, как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет» );

коррекция позиции матери, характеризующейся гиперболизацией проблем ребенка, уверенностью в бесперспективности его развития («Из него никогда ничего не получится!» );

коррекция позиции матери, минимизирующей проблемы ребенка, ожидающей чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым.

Коррекция взаимоотношений в диаде родитель - ребенок, ребенок - взрослый может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания. Психолог раскрывает родителю секреты воспитательных приемов и способов управления больным ребенком. Он формирует у родителя установку на создание адекватных, взаимно теплых отношений с ребенком. Нарушение супружеских взаимоотношений корригируется психологом постепенно, по мере выявления каждым из супругов особенностей своей позиции в семье. Консультирование не всегда может завершиться разрешением всех проблем семьи, воспитывающей больного ребенка. Подчас эти проблемы лишь определяются в процессе консультирования, а их разрешение требует длительного времени и совместных усилий консультируемых и психолога. Для оказания максимально возможной помощи семье целесообразно рекомендовать родителям посещение специальных психокоррекционных занятий (индивидуальных с ребенком и родителями, а также групповых для родителей). Занятия такого рода позволяют вскрыть глубинные личностные противоречия в семье и изменить отношение каждого из ее членов к субъективно неразрешаемому конфликту.

1 Н - норма, А - аномалия.


Тема: «Консультирование родителей детей с ограниченными

возможностями здоровья»
Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Консультирование родителей детей с ОВЗ».
М/ф «Вы имеете право на особую заботу».
Каждый ребенок имеет право на особую заботу. Но есть дети, которые чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Для погружения в проблему заявленной темы, прошу принять участие в
игре «Белая ворона».
Ход: Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один). Обсуждение: Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство? Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему? Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе, ждут понимания и безусловного принятие их проблем. Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка их родителей. Одной из основных форм работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является индивидуальное консультирование. Рождение ребенка с отклонениями в развитии нарушает весь привычный ритм жизни семьи. В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско- родительских отношений. Это и является основной целью консультационной работы с родителями детей ОВЗ. Ведущие принципы консультирования: - доброжелательность и без оценочное отношение к клиенту, помощь и понимание; (умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять) - проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами; (должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
Родители не должны подстраиваться под психолога, наоборот психолог принимает жизненные правила родителя. (Например, занятость родителей, национальные традиции, семейные традиции и другое). - конфиденциальность (анонимность); - включенность клиента в процесс консультирования. (Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.) Чтобы это принципы эффективно работали, необходимо учитывать: Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является психологической травмой - стрессовым событием высокой интенсивности. И как любое явление имеет этапы течения. Важно помочь пройти эти этапы, в результате принять ситуацию и жить с этим опытом. Если этапы не пройдены, постоянное нервное напряжение переходит в невроз или психосоматику. Рассмотрим эти этапы.
5 этапов переживания психологической травмы

1. Этап отрицания
Столкнувшись с чем-то, чего раньше с нами не происходило, мы не сразу понимаем, что это такое и как с ним быть. Другими словами психотравмирующая ситуация - вызывает реакцию - замирание. Проходит какое-то время, ситуация связанная с горем никуда не делась, не испарилась, не пропала и все еще есть. Она потихоньку становится реальностью. И тогда, доходя полноценно до нашего сознания, психотравмирующая ситуация переходит в следующий этап.
2. Этап агрессии, злости, гнева
«Почему так произошло. Я ненавижу мир, в котором так больно. Я ненавижу виновника этой ситуации, мне больно, подобного я не заслуживаю…», - такие и подобные мысли возникают. Агрессия - маркер потери ценности, маркер боли, Злость помогает уменьшить аффект, накопившийся внутри. С помощью злости этот аффект уменьшается. 3.
Этап – торг
, последний рубеж перед принятием реальности Когда происходит что-то сложно переносимое для нашего внутреннего мира, мы все обращаемся к какой-то вере, идее справедливости. «Я сделаю то-то и тогда….» Последняя детская вера в чудо…. Но чудеса бывают редко и точно не меняют реальность волшебным образом.
4. Этап горя
После всех отрицаний, злости, и попыток договориться с миром как в детстве, приходит полное осознание. Ситуация уже свершилась. Есть, как есть. Чуда не будет. Все.
Это осознание падает как камень сверху, прибивая нас к земле острой психической болью. И тогда идет настоящий процесс оплакивания утраченной ценности. Приходит неизбежное понимание что, так как было или «должно» быть, не будет. Будет как-то иначе. Этот этап самый главный. Он символизирует прощание с прошлым и постепенное принятие нового, где все будет по - новому.
5. Этап принятия
Интенсивность боли постепенно снижается и у человека появляется возможность пробовать жить, уже с изменившейся историей жизни. Наступает облегчение.
Сложность наступает, когда на каком-то этапе происходит застревание
, во многом это зависит от индивидуальных особенностей родителя.
Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с

ОВЗ
Многие специалисты в области педагогики и психологии изучали особенности семьи, в которой воспитывается ребенок с особыми потребностями. В такой семье горе - не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. В. В. Ткачева выделила три типа родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. авторитарный тип № трудности Активная жизненная позиция, руководствуется своими собственными убеждениями, а не рекомендациями специалистов. Свойственно стремление преодолевать проблемы, направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Создают родительские ассоциации и общества. Упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка. 1 - неумение сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивность собственных поступков, склонность к ссорам и скандалам; 1 2 -противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, якобы не принявшим их ребенка; 1 3 - в отношениях с ребенком могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем; 6 - неприятие индивидуальности ребенка в целом, отказу замечать особенности в развитии ребенка; 8 - выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям, неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка; 1 4 - настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки, что не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка. невротический тип трудности Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и 9 - большие трудности в принятии проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению; 2 - не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной бездеятельности;
в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников. Следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Жизнь воспринимается ими как загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное. 3 - стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами; 4 - удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего; 1 0 - стремятся скрыть дефект ребенка и выдать желаемые результаты развития за действительные; 11 - гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. психосоматический тип трудности Эти родители эмоционально более лабильны. Им свойственны частые смены полярных настроений. Отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. В большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. 7 - проблема ребенка переживается ими изнутри; 5 - стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка»; 1 5 - зачастую сами становятся специалистами для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Представленная типология личности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психолого–педагогической помощи. стадии принятия авторитарный тип невротический тип психосоматический тип 1.Отрицание Если застревание на этой стадии, очень трудно перейти на другую стадию. (Совместная диагностика; веские аргументы; перспективы ребенка, если не прилагать усилия; совет очень авторитетного специалиста). Чаще всего застревание на этой стадии. Не желание признавать трудности, из-за не способности их преодолевать. (Возможно, с согласия родителя, привлечение других членов семьи, близких для активизации родителя). Обычно адекватно воспринимает аргументированную информацию и переходи на следующую стадию. и переходи на следующую стадию. 2.Гнев В большинстве случаев легкая переориентация с «кто виноват» на «что делать». быстрый переход в следующую стадию. Застревание на этой стадии из-за склонности винить себя и замкнутости. 3.Торг Застревание на этой стадии чаще всего, не может перейти на следующую стадию, так как не позволяет себе горевать, плакать, показывать свою слабость. быстрый переход в следующую стадию. Чаще переход в следующую стадию не затруднен 4.Горе Если удается перейти на эту стадию, то легко переходит на следующую. Застревание на этой стадии из-за неумения видеть перспективу Застревание на этой стадии из-за перенаправления проблемы на себя 5.Принятие Принятие может и не произойти
Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, разрешаются в результате изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка и принятии ситуации.
Техника «Активное слушание»
- зрительный контакт (не постоянный) - реагирование мимикой и телом, использовать «подстройки»(аналогичная поза) - дословно повторить собеседника - выразить понимание - подытоживание основных мыслей собеседника, которые можно начать с фраз: - Я Вас правильно поняла,… - Я правильно услышал,… - Вы считаете, что…. Зачем: Думаю одно, говорю другое, слышат треть, воспринимают четвертое! Родители с первой минуты общения, как правило, находятся в некотором напряжении. Поэтому ободряющее приветствие психолога, позитивная тональность беседы и прием «маленького разговора» (о погоде, природе и др.) позволяют снять напряженность.
Техника «Идеальный ребенок»
Направлена на принятие ребенка и на поиск ресурсов. Родителям предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. На лист бумаги вписываются качества идеального ребенка. Идеальный ребенок (качества) Какие чувства вы испытываете, если ребенок не такой? Сколько % этого качества у ребенка с нарушением Ресурс добрый беспокойство 70%
+
отзывчивый горечь 40% умный досада 90%
+
веселый злость 70%
+
счастливый негодование 40% общительный разочарование 80%
+
успешный возмущение 30% красивый взволнованность 40% внимательный ожесточение 20% жизнерадостный обида 70%
+
послушный бессилие 15% уравновешенный бешенство 10% любознательный гнев 50% ответственный ожесточение 20% открытый и т.д. обида 90%
+

Затем анализируется, какие чувства испытываете родитель, если ребёнок не такой? Например: беспокойство, беспомощность, бессилие, бешенство, взволнованность, возмущение, гнев, горечь, досада, жалость, злость, недовольство, негодование, ненависть, неприязнь, нетерпение, обида, ожесточение, раздражение, разочарование, ярость и др. Анализ испытываемых чувств поможет, во-первых, снять эмоциональное напряжение осознанием испытываемых эмоций. Во-вторых, поможет адекватно выражать испытываемые чувства. Следует проанализировать, почему именно эти качества представляют для родителя представяют ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок? Что должен сделать ребенок для того, чтобы соответствовать идеалу? По ходу обсуждения уточнениям: Действительно ли у ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в ребенке в данный момент? Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности. Выявив, что ребенок имеет положительную динамику развития, формируем оптимизм по отношению к ребенку. Обращаем внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Идеалов не существует. И ваш ребенок не исключение. Зато определенно имеет место уникальность ребенка, его неповторимый психологический портрет, который не становится менее ценным из-за отсутствия или несоответствия в этом портрете идеальных качеств, ожидаемых от него. Идеал ребенка - это всего лишь его идеал. Далее предлагается во второй колонке напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка. Данная техника позволяет родителю пересмотреть уровень восприятия ребенка, обнаружить в нем задатки «идеала» и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств. Те качества, которые у ребенка отмечены как присутствующие более чем на 50% будут служить ресурсом.
Техника «Школьных оценок»
Работа с ожиданиями 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Худший вариант развития событий – о, самый лучший – 10.Поставьте на шкале метку, где сейчас ваша проблема. Визуализация помогает оценить ситуацию, реальность её разрешения. И решить, что надо делать, чтобы изменить ситуацию. Позволяет сравнить не с кем-то, а с самим собой.
Техника «Терапия успехами»

Делим лист на две половинки и предлагаем в первой половинке вспомнить начало учебного года, что умел (домашние дела, самообслуживание, умения на занятиях, в общении и т.д.) Вторая часть – как сейчас. Позволяет сравнить ребенка не с кем-то, а с самим собой. И увидеть прогресс.
Техника «Родительское сочинение»
О.А. Карабанова Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и историю развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка «глазами родителя. Базовыми темы: «Мой ребенок» и «Я как родитель». Для уточнения истории развития ребенка тема «История жизни моего ребенка»; для анализа родительской позиции - тема «История моего материнства (отцовства)»; для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания «Каким я хочу воспитать моего ребенка». Тема сочинения задается в открытой форме, без конкретизации содержания. Время написания сочинения не ограничивается. При интерпретации сочинения учитываются 3 группы параметров: 1) поведение родителя в процессе выполнения задания; 2) формальные показатели; 3) содержательные показатели. 1) - особенности принятия задания (отказы, повторяющиеся вопросы о содержании сочинения); пробы, переписывания, наличие черновиков сочинения; эмоциональное отношение к заданию; речевой комментарий; время выполнения задания. 2) - объем сочинения; форма, язык и стиль повествования (доля проблем воспитания в общем тексте сочинения, эпиграфы, форма письма к собеседнику, «канцелярская» форма); подчеркивания в тексте с выделением главного; рисунки в тексте; структурирование пространства листа (поля, линейки, «красная строка» и пр.). 3) - соответствие сочинения заданной теме; соотношение 3 планов сочинения - «ребенок», «родитель», «наши отношения»; использование в сочинении имени ребенка; описание истории развития ребенка, его индивидуально- личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений ребенка с членами семьи; оценка ребенка в прямой и косвенной форме - позитивная, негативная, амбивалентная; отношение автора к ребенку; описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности. Заключение составляется в соответствии со схемой: 1) характеристика эмоциональных отношений в семье; 2) история развития ребенка и психологические особенности ребенка; 3) родитель как воспитатель; 4) определение ресурсов оказания психологической помощи семье.
Интерпретация родительских сочинений
Для интерпретации родительских сочинений необходимо обратить внимание на следующие содержательные показатели:
- соответствие сочинения заданной теме (ход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка) - соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения")(баланс в соответствии с заданной темой) - упоминание имени ребенка (Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изучения фактов потворствования. Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном при нятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, излишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специально го исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем). - описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений с автором сочинения и другими членами семьи (Временные планы в сочинении (ретроспективный, перспективный, план на стоящего), описание основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской пози ции. Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает ха рактер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных кон фликтов. Пессимизм в восприятии настоящего - как проявление стресса, депрессии). - оценка ребенка (Баланс положительных и отрицатель ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре бенка. "Наклеивание ярлыков", однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Сравнительная оценка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив ная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитательных воздействий на его поведение). - описание системы семейного воспитания (значимым является не только то, как оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке - ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка).
Составление заключения по результатам методики
Заключение по методике родительского сочинения "Мой ребенок" составляется по следующей схеме. I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности об щения и взаимодействия. 1.Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, ус ловное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное от ношение, скрытое и явное отвержение).
2.Особенности отношения ребенка к родителю и другим чле нам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине). 3.Степень эмоциональной дифференцированности и вовлечен ности родителя в процесс воспитания ребенка. 4.Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмо ционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье. 5.Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи. 6.Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимо действия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация, антагонизм). II. Психологические особенности ребенка. 1.История развития ребенка, основные анамнестические дан ные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный про гноз развития ребенка (глазами родителя). 2.Основные индивидуально-личностные качества ребенка. 3.Предпочтения и интересы ребенка. 4.Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи). 5.Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, сте пень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения про блем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем). III. Родитель как воспитатель. 1.Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения. 2.Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родите ля в воспитании ребенка. Противоречивость (гармоничность) системы семейного воспитания. 3.Особенности родительской позиции. Степень рефлексивно сти, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамич ность. Феномены мистификации, делегирования. 4.Оценка ребенка и особенности осознания родителем сво его отношения к личности ребенка. 5.Оценка эффективности системы воспитания. 6.Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи. 7.Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и прочее. 8.Запрос к консультанту и психологическая готовность к сотрудничеству в процессе консультирования. Готовность к саморазвитию. 9.Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей. Определение ресурсов оказания психологической помощи семье. В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями детей с ОВЗ способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско-
родительских отношений.
Рефлексивный светофор
Дорогие коллеги перед вами светофор и подготовлены нитки, для изготовления человечка. Если изложенный материал вы считаете для себя полезным, готовы взять его себе на вооружение и использовать в своей работе, поместите своего человечка на зеленый цвет светофора. Если полученной информации было для вас не достаточно и вы хотели бы вновь вернуться к этой теме, поместите своего человечка на желтый цвет светофора. Если полученной информации было для вас была не нужной или не понятной, поместите своего человечка на красный цвет светофора. Список используемых источников 1. Карабанова О.А. и др. Психологический подход в консультировании. – М., 2007 2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.,2008 3. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 2003 – №6 4. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М., 2014 5. Хабарова И.В. Консультирование родителей детей с ОВЗ. – Красноярск, 2013