5 ти дневка в школе. Пятидневка в школе: плюсы и минусы, требования законодательства

Уже совсем скоро ВСЕ школы перейдут на пятидневку.

"Информация об организации деятельности образовательных учреждений в режиме 5-дневной учебной недели
03.10.2013

В последнее время в Департамент образования города Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Администрацию Президента Российской Федерации всё чаще поступают обращения граждан с просьбой отменить в школах города обучение в субботний день и организовать образовательный процесс для школьников на всех ступенях обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся, принимает образовательная организация.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования установлено, что основная образовательная программа на всех ступенях общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Разработка и утверждение основной образовательной программы общего образования на всех ступенях обучения, установление режима учебной недели осуществляются образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Образовательный процесс может быть выстроен:

С использованием различных образовательных технологий, таких как дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;

С применением форм организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов:

Во взаимодействии с различными научными организациями, вузами, организациями культуры, физкультурно-спортивными и другими организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Это позволит обеспечить реализацию основных общеобразовательных программ в режиме 5-дневной учебной недели.

Шестой день недели можно организовать по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное. общеинтеллектуальное, общекультурное) через такие формы как университетские субботы, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования и др. на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса."

В России пятидневка в школах в период 2017–2018 может стать полноценной заменой понедельному шестидневному графику учебного процесса. Вполне возможно. В то же время у руководства учебного заведения останется право решать самостоятельно, внедрять ли такую систему в свою программу, распланированную заблаговременно на целый год, или нет. Вопрос пятидневки в школах живо дискутируется в обществе и существует даже несколько петиций президенту по данному вопросу. Ну а теперь давайте обо всем по порядку.

Пятидневка в школах России в период 2017–2018

Дискуссия о достоинствах и недостатках пятидневной и шестидневной рабочей недели в учебных заведениях не нова. Это больная тема, решение которой не заключается в чьей-то политической воле и не базируется исключительно на подписанных указах. При выборе формата обучения конкретно взятого учебного заведения учитывается множество факторов:

  • тип учебного заведения (так, для школ I и II ступени проще ввести пятидневку);
  • профиль (при углубленном изучении определенных предметов количество часов в параллелях может существенно возрастать, что тоже создает определенные препятствия для введения 5-тидневки);
  • наличие второй смены (обучение в две смены не позволяет поставить ученикам 7-8 уроков);
  • количество учителей-предметников (с численностью преподавательского состава напрямую связаны проблемы сведения школьного расписания).

И это только самые очевидные факторы, влияющие на выбор формата обучения в той или иной школе. Конечно же, большинству детей и родителей не хочется думать об этом, ведь они не сталкиваются с этими проблемами в повседневной жизни. Давайте же подробнее разберемся, какие достоинства и недостатки несут в себе два предлагаемых варианта организации учебного процесса

Плюсы и минусы шестидневки

Хотя многие видят в рабочих субботах только недостатки, такая система имеет ряд весомых преимуществ, а именно:

  1. Сбалансированное распределение учебной нагрузки. Возможность вынести 4-5 уроков на 6-й день недели позволяет более правильно распределить предметы в остальные дни, максимально приблизившись к существующим требованиям.
  2. Возможность проводить дополнительные уроки и кружковую работу для учеников среднего звена на 7 уроке (при варианте с пятидневкой таковые часто отодвигаются на более позднее время).
  3. Оптимальная нагрузка на учителя. Да и тут тоже есть ряд нормативов. Которые сегодня очень часто нарушаются в школах и гимназиях, что несомненно приводит к снижению качества подготовки учителей к урокам и снижению результативности их работы.
  4. Начало рабочего дня чуть позже, чем в школах с 5-тидневной неделей, что дает ученикам возможность лучше выспаться, а сотрудникам школ добраться до места работы.
  5. Более широкий ассортимент кружков и секций, что обусловлено меньшей занятостью кабинетов и возможностью проводить занятия по субботам.

Прежде чем перейти к негативной стороне такого формата обучения, стоит уточнить, что далеко не все дети в школах с 6-тидневной неделей учатся по субботам. Нередко для родителей этот факт стает неприятным сюрпризом в 7-8 классе, ведь по возможности ученики 1-6 классов учатся и в таких школах 5 дней в неделю, а суббота вводится, когда количество предметов возрастает. Как правило, такая необходимость возникает в классах с профильным изучением определенных предметов, на которые выделяется зачастую в 2 раза больше часов.

Из основных недостатков можно назвать:

  1. Проблемы с посещаемостью школы в «рабочий выходной». Если предмет изучается 1 раз в неделю и при этом урок выпадает на субботу, ждите неприятностей (в идеале, конечно, так в расписании быть не должно).
  2. Психологический фактор. И дети, и родители и учителя не в восторге от необходимости вставать утром, когда у других членов семьи выходной.
  3. Отсутствие официальных выходных. Так, выпадающие на субботу праздники во многих организациях автоматически переносятся на понедельник. Но нет! Если у вас суббота рабочий день, то все – вы уже отдохнули!
  4. Усталость детей ввиду большей нагрузки. И тут стоит вспомнить, что психологически неподготовленные и физически слабые ученики младшей школы, а также дети в период адаптации к переходу в среднюю школу не учатся по субботам! А ученик 7-11 класса (и его родители) должен делать выбор в пользу специализированной школы осознанно.
  5. Некоторые ограничения на общесемейные планы, которые накладывает 6-тидневная учеба ребенка. Пожалуй, этот фактор самый весомый на сегодняшний день.

Помните, отношение ребенка к учебе и школе в целом формируется, в том числе, и проходя через призму отношения к школе самих родителей!

Плюсы и минусы пятидневки

Вне сомнения, самый важный плюс, который виден невооруженным взглядом – это два выходных подряд! Все рады и счастливы. Маме нет необходимости вставать по утрам, можно запланировать выезд за город или даже небольшое путешествие. Но, что же мы получим в результате?

  1. Вставать в школу придется как минимум на полчаса раньше.
  2. Находиться в школе ребенок будет дольше (7-8 уроков).
  3. Хотите кружок – пожалуйста, 8-9 урок к вашим услугам (если, конечно, найдутся учителя, желающие сидеть в школе до этого времени).
  4. Готовить каждый день придется, соответственно, больше домашних заданий.
  5. Как уже говорилось, вместить в 5-тидневку углубленное изучение более чем 1 предмета крайне проблематично (разве что пожертвовав преподаванием других дисциплин).

Но что, если ваша цель – качественное конкурентное образование вашего ребенка? Все просто, суббота все равно будет рабочей, ведь другого времени для репетиторов и дополнительных у вас просто не останется.

Законопроект, который был отвергнут

Не так давно представители политической силы «Справедливая Россия» вынесли на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором говорится о необходимости перехода школ на пятидневную рабочую неделю для учеников 1-9 классов.

В пояснительной записке в качестве обоснования такого решения депутаты сослались на физическое и психологическое переутомление, которое все чаще диагностируют у детей школьного возраста врачи и психологи.

Но, в Госдуме законопроект не набрал требуемого количества голосов и вопрос вовсе не в том, что депутаты не понимают стремления детей и их родителей выспаться в субботу и хоть на два дня забыть о школе. Причин для того, что бы отложить всеобщий переход на 5-тидневную неделю более чем достаточно. К перечисленным ранее стоит добавить и проблему семей, в которых суббота для родителей – рабочий день, а таких в России тоже достаточно много. Улучшит ли успеваемость и здоровье молодого поколения бесконтрольное сидение перед монитором – вопрос риторический.

Именно поэтому депутаты решили, что этот вопрос требует более глубокого изучения и в 2017-2018 учебном году кардинальных изменений в учебном процессе не будет. Возможно, этот вопрос всплывет снова к началу 2018-2019 учебного года, и кто знает, каким будет решение после рассмотрения всех «За» и «Против» отказа от шестидневки.

Свобода. Самостоятельность. Выбор

На сегодняшний день остается все так, как было раньше. Руководство школ, гимназий и лицеев оставляет за собой право выбирать график работы, учитывая специфику учебных заведений.

Небольшой постскриптум для тех, кто переживает за загруженность своего ребенка. График обучения в реальном физико-математическом лицее (подробности опустим). 5 дней по 4 пары (спаренные уроки до 15:30), суббота – консультации по профильным предметам и дополнительные для олимпиадников (почти полноценный рабочий день), плюс каждые выходные - домашняя контрольная работа по одному из профильных предметов, которую выдают в пятницу и сдать необходимо в понедельник утром. Такой график не мешает ребенку посещать музыкальную школу, принимать участие в творческих конкурсах, олимпиадах и занимать места, защищаясь в Малой Академии Наук.

Виден ли результат? Да! Еще учится в 11 классе, но уже на руках приглашения на бюджет в лучшие ВУЗы страны. И на выбор учебного заведения никоим образом не повлияло то, будет ли суббота рабочим днем, ведь мы выбирали знания, престиж и преспективу.

Закон о платном образовании в школе в 2018 году

Уже давно ходят слухи о том, что образование в школах может стать платным. Народ буквально верит в то, что власти хотят лишить их самих, а также их детей права на получение бесплатных школьных знаний, что было прописано законом. Только вот в конституции России указывается, что каждый способен получить среднее школьное образование абсолютно бесплатно. Несмотря на это, вопрос о сборе денег на обучение поднимается регулярно.

Основные принципы среднего школьного образования

В наше время учиться в школе стало в разы сложнее, чем это было десять, а то и двадцать лет назад. Разговоры о мученическом решении домашнего задания вместе с папами и мамами ходят уж давно. Школьнику сегодня тяжело самостоятельно искать решения над довольно сложными задачами и примерами. Многим приходится оставаться на продленки и дополнительные занятия, ходить к репетиторам и так далее.

Каждый ребенок в школьной образовательной системе должен получать внушительный багаж знаний, что поможет в будущем поступить в институт и получить высшее образование для того, дабы овладеть той или другой профессией, с которой и будет связана вся дальнейшая жизнь отдельно взятого человека. Сюда мы отнесем:

  • Набор знаний по разным дисциплинам на базовом уровне – фундамент для дальнейшего развития и образования.
  • Умение мыслить с подключением логики – логическое мышление.
  • Некий набор умений социального плана – как в обществе выживать и строить отношения разного характера.

Каждый из проведенных пунктов очень важен, так как без вышенаписанных навыков развитие, самосовершенствование и прогресс любого плана будут довольно затруднены. У ребенка очень мало шансов вырасти в образованного, самодостаточного и грамотного человека без учебы в школе.

Так что мысль о платном среднем образовании будоражит сознание большинства жителей России. Тут не только придётся каждой второй семье затянуть потуже пояски, но еще и дети из малообеспеченных семей вовсе окажутся без возможности получить школьные знания. Так что на горизонте уже маячит чудовищное будущее. В чем же суть закона?

Закон о введении платного образования

На самом деле уже давно был принят закон о введении платы за некоторые услуги в системе школьного образования. Они же функционируют успешно ни один год. Если говорить о законе платного образования, который хотят внедрить в 2018 году, то здесь подразумевается тот факт, что школы обязаны будут перейти на самоокупаемость.

Все школы можно поделить по типу финансирования на автономные, государственные и бюджетные. Другими словами, тут речь не идет о том, что родителям теперь придется оплачивать все уроки и тому подобное. Все базовые предметы, по сути, останутся на бесплатной основе в своем необходимом минимуме учебных часов. А вот за дополнительные мероприятия и уроки, которые школьники захотят посещать по желанию, придется платить. Каждый родитель, само собой, будет понимать, что подобные факультативы дают более глубокие знания, благодаря которым дети успешно сдадут ЕГЭ. Эксперты считают, что спрос на них будет велик.

Платными станут и сами продленки, а также остальные мероприятия, что включают уход и присмотр. Радует то, что стоимость за данные услуги установили во вполне разумных пределах. Школьным заведениям, помимо прочего, было разрешено вести разнообразные кружки, что призваны всесторонне развивать учеников. Некоторые кружки проходят на бесплатной основе, в остальные придется вложить некую сумму денег.

Еще надо поставить акцент на профпредметы. Они направлены на осваивание определенной профессии. Данный момент надо назвать сложным и даже спорным, так как в раннем возрасте осознанно выбрать для себя будущую профессию почти нереально. Так что выбор подходящей профессии родителям придется делать самостоятельно. На них это возлагает недюжинную ответственность за будущее своего ребенка. Школы России начнут превращаться в некие организации, что приносят прибыль в казну государства, ведь они смогут себя сами финансировать.

Платить или нет?

Вокруг информации о платном обучении возникает множество споров и разногласий. Родителей и школьников все больше запутывают и без того в непростой задаче. Система платного образования в 2018 года неоднообразна и сложна. Поэтому мамы и папы пугаются.

Каждый осознает, что такие нововведения сделают получение достаточного объема знаний крайне затруднительным. Одновременно с этим, конкурсы в высшие учебные заведения могут резко упасть, потому что школьники будут иметь определенные навыки в той или другой профессии. Отпадет тогда и острая необходимость в учебе после школы. В заключении надо отметить, что власти вряд ли проигнорируют некие недочеты и пробелы в законе о платном образовании 2018 года. пока что данная информация остается под большим вопросом, так как нововведения несут за собой большие материальные расходы.

Зарплата учителей в 2018 году в России

В этом году работников бюджетной сферы волнует один вопрос: будет ли повышаться заработная плата, в частности, учителей в 2018 году? Последние новости говорят о том, что повышение все-таки будет. Но скорее всего только в пределах индексации.

Как рассчитывается ежемесячный доход учителя

От чего зависит зарплата педагога в школе?

  1. От стажа – чем дольше человек работает, тем больше он получает.
  2. От региона – в центральном регионе или областях с суровым климатом учителя получают больше, чем в южном и северо-западном федеральных округах.
  3. От классного руководства.
  4. От своевременного повышения квалификации.

Зарплата учителя складывается из 4 составляющих:

  • базовой (ведение уроков, дополнительные занятия, проверка тетрадей и т.п.),
  • стимулирующей (за применение новых методик обучения и высокие показатели успеваемости у учеников),
  • компенсационной (за труд в особых условиях, например, с химическими веществами или коррекционным классом)
  • и премиальной.

Но последние несколько лет, как бы не увеличивалась нагрузка на учителя, зарплата остается практически неизменной.

Судьба указа от 2012 года

В 2012 году Президентом Российской Федерации был подписан указ о планомерном повышении заработных плат работникам бюджетной сферы в период с 2012 по 2018 года. Согласно указу, доходы школьных педагогов должны увеличиться на 200%. Повышение планировалось проводить не единовременно, а постепенно, но такими темпами, чтобы к 2018 году достичь поставленных целей.

Кризис, начавшийся в 2014 году, повлек за собой масштабный дефицит бюджета и невозможность даже небольшого повышения зарплат всем без исключения бюджетникам. Но программу не свернули, указ Президента отменить невозможно, его воплощение якобы продолжается. Хотя, конечно, за оставшийся год зарплаты педагогам с 10-12 тыс. до 30-36 тыс. руб. не поднимут, т. к. в государственном бюджете не хватит на это средств.

Индексация

Индексация представляет собой повышение заработной платы в соответствии с общим уровнем инфляции (роста цен) в стране в соотношении 1:1. Т.е., если инфляция составила 12%, то и повышающий коэффициент З/П составит 12%. Правда в 2015 году индексация была отменена, а в 2016 проведена только частично. Причиной этому правительственные структуры назвали кризисное состояние экономики страны, в частности, отсутствие необходимого размера финансовых средств.

Но благодаря именно индексации зарплата учителей в 2018 году в России все же вырастет. Увеличиться она не на много. В среднем показатель составит около 6%, т.е. 1200 руб. при зарплате 20 000 руб. Большой такую прибавку назвать сложно, хотя, по словам правительства, она покроет инфляционное увеличение цен на основные продукты и коммунальные услуги.

Коэффициент разброса и новые звания

В 2018 году зарплата учителей школ станет зависеть не только от стажа и индексации, но и от коэффициента разброса. Предполагается, что доходы рядовых учителей и руководства школы будут определяться в соотношении 1:4, т. е., если заработная плата молодого учителя 15 тыс. руб., то директор будет получать максимум 60 тыс. руб. Как будут рассчитываться доходы остальных работников, пока неясно.

Помимо коэффициента разброса с 2018 года зарплата педагогов будет зависеть от новых должностей, или званий:

  • учитель (человек, который только пришел работать и еще не получал дополнительного образования или повышения квалификации, он только учит детей);
  • старший учитель (вторая ступень карьеры, заключающаяся в написании учебных программ, программ развития дисциплин и коррекционной работы);
  • ведущий учитель (в его работу будет входить координация действий других педагогов и организация образовательного процесса). От должности также будет зависеть оклад и дополнительные прибавки к зарплате.

Получить должности можно с увеличением стажа работы и прохождением дополнительных и обязательных аттестаций и программ обучения педагогов. Здесь стоит отметить, что в 2018 году также планируется ввести платные «экзамены» для учителей школ, которые позволят подтверждать свою профессиональную пригодность и требовать повышения зарплаты у руководства. Правда пока, этот проект Академии образования РФ находится в разработке, и остается неясно, принесет ли он положительные результаты в случае реализации.

Прогнозы на 2018 год

Как изменится заработная плата учителей в следующем году, с уверенностью сказать нельзя. Вероятнее всего, она незначительно увеличится вместе с притоком новых кадров.

Кстати, о кадрах. Слухи о сокращении педагогических составов – это всего лишь слухи. Сокращать и без того малочисленные ряды квалифицированных учителей никто не планирует, т. к. это только больше снизит престиж профессии.

Кому положено бесплатное питание в школе

Ежегодно расходы на школьное образование ребенка существенно поднимаются.

Оплата различных учебных пособий, ремонта класса, спортивных секций, а также школьного питания заметно опустошают родительские кошельки.

Примечательно, что не всем родителям известно, что возможно оформление питания в школе за счет государства.

Поэтому, в этой статье мы поговорим о том, кто из школьников имеет право на эту льготу, и что необходимо для ее предоставления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно !

Законодательное регулирование вопроса

Пункт 4 этой статьи гласит, что обеспечение питанием учащихся производится за счет ассигнований из бюджетов регионов РФ и происходит в порядке, установленном региональными органами власти.

Кроме того, питание школьников регулируется санитарными правилами и стандартами. Например, согласно им пища должна быть качественной, сбалансированной и содержать необходимые для организма ребенка питательные вещества.

Типы питания: от чего оно зависит

В текущем году в школах для учеников-льготников возможно получение одного из нескольких видов бесплатного питания.

Тип этой льготы напрямую зависит от количества средств, выделенных госаппаратом в региональный бюджет на одного школьника.

Перечислим виды льгот на питание :

  • бесплатный завтрак;
  • скидки при оплачивании стоимости комплексного обеда;
  • бесплатный завтрак и обед.

Ученикам из социально незащищенных и малообеспеченных семей законодательство гарантирует льготное питание в общеобразовательном учреждении (завтрак и обед).

Кто имеет право

На данный момент в России нет единых стандартов, устанавливающих льготные категории школьников. В разных регионах Российской Федерации они могут иметь значительные различия.

Однако, в большинстве регионов оплаченное государством 2-х разовое питание предоставляется следующим категориям учащихся :

Узнать, кому именно из школьников полагается льгота на питание в вашем регионе, можно у администрации общеобразовательного заведения , в котором учится ваш сын или дочка. Кроме того, льготное питание могут предоставить ребенку из семьи, которая временно оказалась в сложном финансовом положении. Для получения льготы родителям необходимо рассказать классному руководителю о причинах, а также обстоятельствах, которые привели к тому, что они не в состоянии платить за питание ребенка.

После этого классный руководитель должен составить акт обследования условий, в которых проживает данная семья. Затем этот акт должен быть направлен в госорганы опеки и попечительства. После его рассмотрения этим учреждением будет вынесено решение по поводу предоставления льготного питания. Затем заключение госоргана опеки и попечительства будет направлено администрации школы, в которой учится ученик. Как правило, данная льгота предоставляется на некоторый период, не превышающий одного учебного года.

Отдельного упоминания заслуживают дети, оказавшиеся в сложной ситуации . Поскольку данное понятие довольно неопределенно, то здесь инициатива принадлежит классному руководителю. Поэтому, родителям следует обратиться за помощью именно к нему. Он должен исследовать сложившиеся обстоятельства, составить акт проверки условий проживания семьи, а затем изложить свои доводы госоргану опеки и попечительства. В случае положительного решения, данный орган пришлет в общеобразовательное учреждение соответствующее ходатайство. Обычно в таких случаях школа идет родителям навстречу. Но данный вид льготы полагается ребенку только на один учебный год.

Порядок оформления

Сроки для этого определяются руководством школы. Как правило, для получения льготного питания в общеобразовательном учреждении требуется предъявить всю необходимую документацию с 1 сентября до конца мая. При оформлении льготы в сентябре, бесплатное питание ребенку полагается с октября, а состоянием на сентябрь имеет силу предыдущая документация.

В случае наступления права на данную льготу в течение учебного года (к примеру, если семья становится многодетной), питание за счет государства должно производиться на следующий месяц после того, как было написано заявление и предъявлены требуемые документы.

Чтобы оформить льготное питание ребенку, родителям (опекунам) требуется предъявить администрации общеобразовательного учреждения пакет следующей документации независимо от льготной категории (может различаться в субъектах России):

В зависимости от ситуации также могут понадобиться копии одного или нескольких из следующих документов:

  • удостоверения многодетного отца или матери;
  • документа о назначении опекуна, либо попечителя, которую необходимо предоставить для ребенка из приемной семьи, оказавшегося без родительского попечения, а также для сироты;
  • если ребенок - инвалид, необходимо предъявить копию документа об инвалидности;
  • документа об инвалидности родителей (1-й, либо 2-й группы);
  • справки из райуправления по соцзащите населения о присвоении статуса малообеспеченной семьи;
  • документа о начислении пенсионных выплат по потере кормильца;
  • свидетельства ликвидатора техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС или документа о том, что данная семья пострадала из-за техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Помимо перечисленной документации, администрация школы может попросить предъявить и другие документы, например, справку из управления соцзащиты о том, что учащийся не получает денежной компенсации для льготного питания или документ о полученных доходах за требуемый период времени всех членов семьи.

Если в школе не требуется заявление установленного образца для получения школьником льготы на питание, то его следует написать в произвольной форме на имя директора. В нем нужно указать льготную категорию, к которой относится семья, а также привести перечень прилагаемой документации, подтверждающей право на льготу.

Каждую ситуацию администрация школы рассматривает индивидуально . К примеру, многодетная семья может не получить данную льготу, если доход семьи превышает средний уровень доходов в регионе. В качестве альтернативы может быть рекомендован вариант оплаты определенного процента за питание ребенка или некоторая скидка.

При обращении родителей для получения льготы в какой-либо из периодов учебного года, администрация школы может отказать в ее предоставлении, ссылаясь на то, что финансирование было предоставлено состоянием на начало сентября из расчета на каждого ученика-льготника, и что дополнительные денежные средства не выделялись. Но такой отказ не имеет правового основания, так как администрация школы имеет возможность подать ходатайство вышестоящим инстанциям о выделении средств из резервного фонда.

Примечательно, что на сегодняшний день из-за проблем с финансированием госорганами программ бесплатного питания в общеобразовательных учреждениях многие школьники, в том числе и из льготных категорий, не получают данную льготу.

Денежная компенсация

Льгота на питание может быть компенсирована деньгами в некоторых случаях, например, если ребенок находится на индивидуальном домашнем обучении. Данная норма присутствует не во всех субъектах РФ, поэтому следует изучить региональные законодательные акты, касающиеся этого вопроса.

Кроме того, родителям могут предлагаться большие скидки на обеды в общеобразовательных учреждениях. К примеру, они могут вносить за питание ребенка только 20–30 % оплаты. Тогда завтрак ребенку может предоставляться бесплатно.

Стоит отметить, что при множестве недостатков сегодняшней системы школьного общественного питания, во всех областях России региональные власти стараются по мере возможности не только обеспечивать учеников-льготников бесплатными завтраками и обедами, но и организовывать качественное питание для всех учащихся.

Рассмотрев данную статью, можно заключить, что право на льготное питание доступно различным категориям школьников, которые составляют значительную часть учеников общеобразовательных и специальных учреждений. Поэтому родителям несомненно стоит вникнуть во все нюансы этого вопроса, особенно при трудном материальном положении, ведь эта льгота может стать существенным финансовым подспорьем для семьи.

О предоставлении питания в школьном учреждении смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

«Справедливая Россия» внесла закон об обязательной пятидневке в школе

Закон, который обязывает ограничить учебную неделю для учеников начальной школы пятью днями, был внесен в Государственную думу депутатами-справедливороссами, которых возглавляет Сергей Миронов. «Справедливая Россия» и лично депутат Миронов обычно отличаются более экзотическими законодательными инициативами, здесь им просто представился повод напомнить о себе, – о «Справедливой России» в последнее время слишком мало слышно.

Депутаты почему-то не верят в самостоятельность родительских комитетов и руководства школ. Зачем регламентировать все и вся, законотворцы не уточняют.

По мнению парламентариев, шестидневка – одна из причин чрезмерной нагрузки в образовательных учреждениях. Хотя более логично предположить, что это чрезмерно большое число уроков… Если, например, стандартные пять уроков для младших классов в день изменить, и убрать по уроку в пятницу и понедельник, перенеся их на субботу, то ежедневная нагрузка естественно снизится. А суббота все равно будет восприниматься не как полноценный трудовой день. Это вполне оправданно. Либо снизить количество часов для ненужных предметов, превратив их в факультатив, – тоже выход. Однако, сократив учебную неделю на 1 день, количество часов сократить не удастся.

Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга 5 февраля 2014 года одобрили введение пятидневки в начальной школе. Однако они отметили: не исключено, что пятидневная неделя по причине наличия большого количества учебных часов в школах может остаться только на бумаге, а в реальности детям придется приходить на учебу в субботу.

Юбиляры по стажу - юбиляры по возрасту: 1) Быкова Лидия Ильинична, 01.04.1948 г.р. (70 лет), стаж в адвокатуре с 31.08.1983, регистрационный № 42/85 (КА 42/4); 2) Качаева Наталья Николаевна, 02.04.1963 г.р. (55 лет), стаж в адвокатуре с 01.11.1988, регистрационный № 42/251 (КА 42/36); - юбиляры по адвокатскому […]

  • Размер налога на наследство по завещанию и по закону при наследовании движимого и недвижимого имущества В России с января 2006 года был отменен налог на наследство по завещанию. Аналогичная ситуация произошла с налогами на иные разновидности процедур наследования, которые сегодня избавлены от уплаты налогов. Налог […]
  • Дорофеева и партнёры г. Новокузнецк, ул. Кирова, 78, 60-27-73 Юридические услуги Юридическим лицам Взыскание задолженности Регистрация предприятий Регистрация изменений Ликвидация предприятий Реорганизация предприятий Арбитраж Сопровождение сделок Сопровождение при проверках Юридический […]
  • Пункт техосмотра автомашин г Москва, ул Профсоюзная, д. 78 А, отзывы Оператор технического осмотра Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК") - руководитель Лихачев Андрей Николаевич. Зарегистрирован в реестре № 6009 от 13.07.2012 по адресу 111141, г Москва, г Москва, […]
  • Нюансы оплаты транспортного налога в Дагестане Транспортный налог в Дагестане с порядком, ставками и сроками выплаты на текущий 2018 год установлен Законом Республики Дагестан № 39 «О транспортном налоге» от 02.12.2002 (при соответствующих изменениях, которые в 2018 г. действуют). Распространение идет на все […]
  • В течение какого времени можно написать заявление в полицию о краже? Написать заявление в полицию о краже можно до достижения срока давности привлечения лица, совершившего это преступление, к ответственности. Для разных групп преступлений Уголовным кодексом Российской Федерации установлен свой срок давности. Статья […]
  • Каков срок возврата НДФЛ по декларации 3-НДФЛ? Срок возврата НДФЛ по декларации 3-НДФЛ регламентирован налоговым законодательством РФ. Рассмотрим алгоритм и сроки возмещения средств налогоплательщику из бюджета. Порядок подачи 3-НДФЛ на возмещение налога Для возврата средств из бюджета необходимо подать в налоговую […]
  • Реформирование системы образования затрагивает практически все стороны жизни учителей и учеников, от формата сдачи ЕГЭ до графика, по которому работают те или иные учебные заведения. Ни для кого не секрет, что в России. Как и во многих других странах, есть школы, работающие по 5-тидневному графику и школы, в которые необходимо посещать 6 дней в неделю.

    Быть или не быть шестидневке? Над решением этого вопроса на протяжении многих лет работ психологи, педагоги и ученые, но еще более активно эта тема обсуждается в родительских кругах. Скажем прямо – перспектива рано вставать в свой законный выходной, что бы собрать ребенка в школу, да еще и необходимость корректировать свои личные планы с учетом работы учебного заведения нравится далеко не всем родителям.

    Так что же ждет нас относительно пятидневок в 2018-2019 учебном году? Давайте разбираться.

    Отменят ли шестидневку в ближайшее время?

    Известно, что существует несколько петиций, собравших большое количество подписей с просьбой о пересмотре графика работы школ с установленным 6-тидневным графиком. Но и в 2019 учебном году график работы каждой отдельно взятой школы, будет ли это пятидневка или шестидневка, будет принимать непосредственно руководство учебного заведения.

    Многим кажется, что министерство просто упорно не желает удовлетворять требования родителей, которые вышли на борьбу за дополнительный выходной день для школьников.

    Но так ли это? Действительно ли можно взять и одним приказом навсегда отменить рабочие субботы для детей и учителей? Что бы понять сложность этой проблемы настойчивым родителям стоило бы лучше изучить законодательство и учебную программу.

    Почему существует шестидневка?

    Необходимость задействовать субботу в большинстве случаев продиктована тем, что даже при огромном желании невозможно распределить учебные предметы для учеников 6-11 классов на 5 учебных дней, если учесть все существующие для предметов коэффициенты и санитарные требования.

    Не углубляясь в тонкости составления расписания большого учебного заведения, приведу для примера такие нормы:

    • математика, физика, языки и некоторые другие дисциплины не должны назначаться на первые и последние уроки;
    • предметы, на которых особенно важна усидчивость ребенка, не должны стоять после физкультуры;
    • в один день нельзя перегружать школьников (тут существуют определенные коэффициенты, таблица которых пользуются завучи при составлении расписаний);
    • учителя предметники не должны читать более 3-х уроков подряд (эта норма, конечно, у нас часто нарушается);
    • предметы, изучаемые более 1 раза в неделю, стоит расставить с определенным интервалом.

    Это лишь малая доля существующих ограничений. Добавьте к этому деление классов на 2 (а иногда и 3-4) подгруппы и получите нерешаемую задачу. И это не преувеличение. Большинство автоматизированных сервисов по составлению расписаний реально не справятся и спросят, какое из «важных министерских правил» можно проигнорировать.

    Плюсы шестидневной учебной недели

    • правильно распределенная учебная нагрузка;
    • меньшее количество уроков в день;
    • меньшее количество домашних заданий, со дня на день;
    • больше возможностей для посещения детьми кружков и секций;
    • возможность начинать рабочий день немного позже, чем школы с 5-тидневкой.

    Минусы шестидневки

    • устоявшееся негативное отношение к обучению в субботу;
    • прогулы уроков без уважительных причин и часто с ведома родителей;
    • конфликт с убеждениями некоторых вероисповеданий, где работа и даже учеба в субботу считается неприемлемой;
    • праздничные дни, попадающие на субботу, не переносятся, как для организаций с пятидневной трудовой неделей.

    Мифы о шестидневке

    Так ли ужасен 6-й рабочий день для школьника?

    На самом деле, далеко не все настолько печально. Подавляющее большинство учебных заведений придерживаются таких правил:


    Право выбора

    Подобная проблема характерна не для всех школ. Как правило, не помещается в пятидневное расписание в гимназиях, лицеях и специализированных школах с углубленным изучением определенных предметов.

    В результате родителям приходится выбирать между такими вариантами:

    • Обычная общеобразовательная школа, в которой ребенок будет учиться 5 дней, но изучать все предметы на уровне «стандарт»;
    • Специализированная школа или гимназия с 5-тидневкой, где ребенку придется ежедневно высиживать по 8 уроков (и соответственно готовить домашнее);
    • Учебное заведение с углубленным изучением определенных предметов, в котором у ребенка будет 6-7 уроков в день, но 6 дней в неделю.

    Узнать, какой график ожидает ребенка в будущем можно и нужно еще на этапе выбора школы. Если в приоритете качественное конкурентное образование, то проблема рабочей субботы не так актуальна, как качество педагогического состава и условия, в которых будет учиться ребенок.

    Конечно, возникает новый вопрос – нельзя ли, добавляя в специализированных школах часы на предметы профильного цикла уменьшать часы на дисциплины, которые детям, определившимся с профилем, точно не пригодятся? Но это уже совершенно другая тема, требующая пересмотра списка предметов вариативной и инвариативной составляющей отечественного образования.

    Вполне возможно, что в 2018 году будет принят закон о пятидневной учебной недели в школах. Но наверняка, постановление разрешит отдельно взятой школе самой решать, внедрять пятидневку или оставить шесть учебных дней.

    Достаточно взвесить все «за» и «против», чтобы понять, станет ли суббота выходным для учащихся в 2018 году.

    Почему мы учимся 6 дней в неделю

    Школы не раз практиковали введение 5-ти дневки, но по каким-то причинам она не прижилась. А причины вполне понятны. Тяжело усвоить всю школьную программу, если пр этом урезать часы учебы. Да, было испробовано раскинуть субботние уроки на каждый из дней недели, но тогда большинство учащихся переутомлялось и успеваемость падала. Еще одним плюсом 6-ти учебных дней в неделе, является негативное влияние двух выходных пятидневки. Школьники слишком расслаблялись за субботу и воскресенье, и в понедельник большинству было сложно сконцентрироваться на учебном процессе.

    Почему пятидневка не будет введена в 2018 году

    Скорее всего, те кто успел застать пятидневку в советское время, будут последними. В наше современное время люди стали трудится больше. У большинства взрослых суббота — рабочий день недели. Таким образом, государству бы не хотелось, чтобы в субботу, когда родители на работе, школьники оставались бес присмотра.

    С другой стороны, школьная программа усложняется с каждым годом. Так как успеть все отчитать учителям за пять дней? Прибавить по уроку на каждый день. Да, можно, но все учителя и ученики знают, что последний урок, а тем более, если он 6-й или 7-й практически не усваивается школьниками. По этим и другим причинам, пятидневку в 2018 году ждать не стоит.

    Закон о пяти учебных днях не был принят

    Законопроект о пятидневке пытаются протолкнуть каждый год, но раз за разом он не принимается депутатами по ясным причинам: за пятидневку намного меньше, чем против. Все это объясняется все теми же причинами, что мы рассмотрели выше. А основной из них является то, что большинство школьников останутся без присмотра в субботу утром, и не стоит объяснять, к чему это приведет в масштабе всей России.

    Составление новых образовательных программ… Не так давно на повестку дня был поставлен еще один вопрос, который коснулся графика работы школ. Сейчас они могут выбирать для себя удобный режим функционирования – в России есть учебные заведения, работающие по четвертной, семестровой и модульной системе, проводящие уроки в течение пяти или шести дней.

    Именно о последнем пункте пойдет речь в нашей статье. Психологи и педагоги не устают спорить по поводу того, какой график является самым удобным. Вопрос о пятидневке обсуждают и в Минобразования. Депутаты даже предложили отменить шестидневку, чтобы не перегружать детей и избавить родителей от сборов в субботнее утро, когда так хочется поспать после напряженной трудовой недели. Давайте обсудим плюсы и минусы разных систем обучения, а также узнаем, станет ли пятидневка обязательной для российских школ!

    Изменения в образовательном законодательстве

    Несколько лет назад депутаты из Санкт-Петербурга предложили внести изменения в Закон РФ «Об образовании» — в той его части, которая касалась недельного расписания занятий. По мнению парламентариев, всех учеников начальных классов следует перевести на пятидневку, чтобы гарантировать малышам полноценный отдых. Главный аргумент — при шестидневке у родителей и ребят остается совсем немного времени, чтобы провести совместные выходные.

    Возможно, пятидневка позволит детям больше времени проводить с родными

    Инициатива была подкреплена результатами исследований, в которых указано, что пятидневка обеспечивает большую успеваемость детей, чем шестидневное расписание. В процессе обсуждения данной инициативы возникало немало споров, так как депутаты настаивали на необходимости сократить число уроков. Пятидневка не должна была внедряться путем простого переноса занятий с субботы на другие дни. Согласно санитарным правилам, на которые ссылались депутаты, больше 23 часов в неделю ученикам младших классов учиться нельзя.

    Оппоненты данной инициативы выдвинули ответные аргументы:

    • в стране есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков или других предметов, которые традиционно имеют более интенсивный учебный процесс. Отдавая детей в такие школы, родители знают: им придется учиться с нагрузкой, превышающей обычный стандарт. Сократить для таких школ число учебных дней — значит, сделать невозможным процесс углубленного изучения предметов;
    • еще один важный момент – региональные школы Федерации. Например, именно шестидневка дает возможность школам Татарстана или Башкирии включать в программу изучение национального языка, литературы и культуры;
    • нельзя винить в интенсивности нагрузки школьников и ухудшение показателей их здоровья исключительно шестидневку. Уже несколько поколений школьников портит зрение постоянным сидением за компьютерами вместо подвижных игр. Дополнительный день отдыха может привести к тому, что вместо секций, игр во дворе и общения с родителями ребенок будет больше играть в игры и общаться в соцсетях;
    • переход на пятидневный режим может ознаменоваться сокращением учебных часов в школе, из-за чего будет увеличено количество домашнего задания. При этом нагрузка на ребенка может даже усилиться! Только теперь школьник будет не методично разбирать темы в школе под контролем учителя, а зубрить их дома.

    В итоге изменения в образовательный стандарт так и не внесли. Руководству каждой школы предоставили право самостоятельно определять, как будет проходить организация процесса обучения — в пятидневном или шестидневном режиме. Главное — соблюдать норматив нагрузок для начальных классов:

    • за четыре года обучения в младшей школе ученики должны отработать в классе не менее 2904 часов и не более 3210 часов;
    • на внеурочную работу отводится до 1350 часов.

    В 2016/2017 учебном году вопрос с пятидневкой был поднят повторно. В преддверии очередного Дня знаний министр образования РФ высказалась в отношении того, что российские школы постепенно будут переходить на пятидневку. Причем было отмечено, что этот переход не затронет только учеников старшей школы, которым нужно более интенсивно готовиться к сдаче ЕГЭ.

    Необходимость перехода на укороченную учебную неделю обусловлена огромным числом петиций со стороны родителей. Однако эксперты Минобразования отмечают, что мамы и папы часто не понимают, насколько сложно изменить привычный подход к обучению даже в отдельно взятой школе — не говоря уже о всей стране! Недостаточно просто издать указ, ведь необходимость учится на протяжении шести дней, включая субботу, часто диктуется необходимостью.


    Подготовка старшеклассников к ЕГЭ предполагает такое количество дисциплин и дополнительных занятий, что впихнуть их в пять дней попросту невозможно

    Уроки, которые нужно провести по программе ученикам с 6 по 11 классы, не влазят в рамки пяти дней. Кроме того, нужно учитывать огромное число требований, продиктованных педагогикой и психологией. Их не так-то просто соблюсти, не имея возможности использовать дополнительный день учебы — особенно если школа специализированная. Приведем несколько примеров:

    • математику, физику и иностранные языки нельзя ставить на первый или последний урок;
    • дисциплины, которые требуют усидчивости, нельзя назначать в расписании после урока физической культуры;
    • при составлении предельной нагрузки для школьников определенного возраста нужно учитывать коэффициенты сложности предметов, которые определяют расписание на день;
    • учитель-предметник (в идеале) должен вести не больше трех уроков подряд, после чего у него должен быть перерыв;
    • если дисциплина стоит в расписании больше одного раза в неделю, то уроки по ней должны иметь хотя бы однодневный интервал.

    При этом стоит помнить, что школа – это не просто 1, 2, 3 … 11 классы, а целые параллели. И для них нужно составить удобный график, учитывая общую нагрузку учителя, проводящего уроки в нескольких классах по разным программам.

    Количество учебных дней в 2018/2019 году

    Пока что Министерство образования не издало никаких документов, которые диктовали бы российским школам необходимость перейти на пятидневку. Этот вопрос, как и ранее, был оставлен для решения руководству школ. Представители главного образовательного ведомства страны напоминают родителям, что не нужно писать петиции в адрес министерства или краевых образовательных департаментов. А вот обратиться с этим вопросом к дирекции школы – можно. Впрочем, решать этот вопрос для 2018/2019 учебного года уже поздно – летом завучи по учебной работе уже начинают работать над расписанием.

    Если у родителей есть желание перейти на пятидневку, стоит заранее собрать подписи родительского коллектива и обсудить такую возможность с директором. В некоторых школах страны родители и педсостав уже пришли к единому знаменателю. Например, несколько сотен школ в Москве и Питере за два последних года осуществили переход на пятидневку для младшей и средней школы, уложившись при этом в санитарные нормы. Сегодня в Санкт-Петербурге только 66 школ из более чем 700 учатся только в шестидневном режиме.

    В Алтайском крае управление, отвечающее за вопросы образования и молодежной политики, рекомендовало руководству школ перейти на пятидневное обучение. Впрочем, итоговое решение оставалось за директорами. 96% учеников высказалось в пользу сокращенного графика учебы, и в итоге большая часть школ приняла решение постепенно перевести на пятидневку 1-4 и 5-7 классы. Примерно 50% школ перейдет на новый режим уже в 2018/2019 учебном году.

    Ученики помладше получат больше возможностей участвовать во внеклассных мероприятиях и бывать на экскурсиях, ну а 8-9 и 10-11 классы будут и дальше работать по шесть дней, так как впереди их ждут экзамены. Зато в Хабаровском крае решили, что школам нужна шестидневка, а для сохранения психического и физического здоровья учеников стоит отказаться от преподавания в две смены. Внедрять новый краевой стандарт стали уже с 2017 года, а полный переход на учебу в одну смену намереваются реализовать до 2024 года.

    Что лучше, пяти- или шестидневка?


    Обе формы обучения имеют свои минусы, к которым апеллируют эксперты

    Конечно, вопрос о том, как детям будет лучше учиться, не стоит решать с наскока. Давайте приведем аргументы «за» и «против» для каждого из графиков.

    Позитивные и негативные стороны шестидневки

    К явным плюсам шестидневки относятся:

    • возможность грамотного и равномерного распределения учебной нагрузки, а также меньшее число уроков в день;
    • ученикам придется проводить в школе меньше времени, поэтому вечером у них будет возможность сделать уроки, а потом погулять или посетить секцию;
    • объем домашнего задания на следующий день будет посильным;
    • в субботний день в расписание обычно ставят не более 4-х уроков, поэтому ученики быстро приходят с занятий;
    • в школах этот день часто является днем «свободной формы», а многим ребятам нравится иметь возможность показаться перед одноклассниками в красивой и модной одежде, а не в стандартном костюме;
    • гимназии, лицеи и спецшколы могут дать ученикам гораздо больше материала, имея в запасе субботний день. Учеба в таких заведениях повышает конкурентоспособность будущих .

    Впрочем, есть в этой бочке меда и пара ложек дегтя:

    • психологический аспект — он выражается в устоявшемся неприятии школьниками учебы в «выходной день»;
    • частые прогулы субботних уроков, причем нередко – с разрешения родителей, запланировавших поездку за покупками или дачные работы;
    • конфликты, которые возникают между преподавателями и представителями религиозных течений, налагающих запрет на любую субботнюю деятельность;
    • по сути, все дни при таком подходе заняты учебой, так как уроки на следующую неделю придется делать в воскресенье;
    • учителя тратят свой единственный выходной на проверку скопившихся тетрадок с заданиями и контрольными работами.

    Плюсы и минусы пятидневки

    Вначале приведем аргументы в пользу пятидневного обучения:

    • дополнительный выходной день можно провести вместе с семьей;
    • у родителей нет необходимости вставать в субботнее утро, собирать ребенка в школу и вести его на уроки, чтобы забрать через пару часов домой;
    • можно планировать на субботу совместные поездки к родственникам, на выставки, концерты и спектакли;
    • у детей есть возможность посещать в субботу репетиров или секции, чтобы не занимать вечерние часы в будние дни;
    • дополнительный день отдыха дает больше времени для восстановления после усиленного труда. Кроме того, в субботу можно сделать все уроки и отдыхать в воскресенье;
    • психологи отмечают, что в наши дни, когда дети и родители больше времени проводят в виртуальном пространстве, чем в реальном, пятидневка – это шанс на укрепление института семьи.

    Есть риск, что отдых в субботу дети потратят отнюдь не на общение с семьей

    К сожалению, есть у пятидневки и свои недостатки:

    • вполне возможно, что дополнительный день отдыха не оторвет родителей и детей от гаджетов, а лишь предоставит им дополнительные сутки для видеоигр, интернет-серфинга и развлечений.
    • если школа учит детей по спецпрограммам, придется назначать по 7-8 уроков в день, чтобы охватить все темы и предметы. Однако это приведет к противоречию – пятидневка означает 23 учебных часа в неделю, а шестидневка дает возможность учиться 26 часов, то есть возникает риск сокращения учебных программ. Например, во многих физико-математических лицеях Москвы у 10-11 классов и так по 8 уроков в неделю при шестидневке. Перейти на пять дней учебы в таком случае попросту невозможно! А ведь в таких школах учатся одаренные дети, которые любят выбранные ими науки, ездят на всемирные конкурсы и