Сады эпохи Феодализма. Европейское средневековье

Библиотека швейцарского монастыря Ст. Галл в 1983 году была занесена в список памятников Юнеско. Здесь хранится около 2000 средневековых манускриптов, но побудил включить библиотеку в список Юнеско лишь один из них - самый ранний из сохранившихся до наших дней план средневекового монастрыря. Вот он:

Созданный в 819-826 годах, уникальный план отлично сохранился до наших дней. Его предназначение до сих пор остается загадкой. Как предполагают специалисты, скорее всего, он был не фиксацией реального положения вещей в монастыре, а некоей идеальной моделью для подражания. На план нанесены 333 надписи, позволяющие детально идентифицировать все части монастрыря: собор, сад, школу, службы и т.д.



На этой копии плана отмечены все "садовые" части монастыря:
X - огород, "под" которым находится дом садовника, Y - плодовый сад совмещенный с кладбищем, Z - сад лекарственых растений.
Благодаря надписям мы можем узнать, что росло в каждом из них.
В саде лекарственных растений - шалфей, кресс водяной, рута, тмин, ирис, любисток, мята болотная, фенхель, горох, марсилия, costo (?), fenegreca (?), розмарин, мята, лилии и розы.
В плодовом саду - яблоки, груши, сливы, омела, лавр, каштан, инжир, айва, персики, фундук, amendelarius (?), шелковица и грецкий орех.
В огроженном аркадой дворике, примыкающем к собору (cloister), разделенном дорожками на четыре части, рос можжевельник.

А на этом замечательном сайте http://www.stgallplan.org/en/index.html можно разглядеть самые мельчайшие детали плана и прочитать (воспользовавшись расшифровкой и английским переводом) все 333 надписи! Ну и конечно, узнать много другого о плане монастрыря святого Галла.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства.

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами.

Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Монастырский сад – его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Мысль о возможном воссоздании на земле Эдемского сада зародилась с тех пор, как возникли монастыри, убежища от земной суеты. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви.

Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение – крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» – райское дерево – небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства и христианских добродетелях.

Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья – фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады .

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В нем выращивались травянистые лекарственные и декоративные растения, и растения, которые могли служить красителями. Цветущие и ароматные растения сообщали красоту аптекарским грядкам. Но различных красиво цветущих растений не так много разводили в средние века. Для них не хватало места в мрачных замках и тесных городах. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений - розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы.

Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Так же были установлены определенные законы против тех, кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии.

Монастырь Святого Галла, ныне расположенный в швейцарском городе Санкт-Галлен, был в Средние века одной из крупнейших бенедиктинских обителей Европы. Был основан в 613 году Св. Галлом. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья).

В 1983 г. монастырь Святого Галла внесён в список памятников Всемирного наследия как «совершенный образец большого монастыря эпохи Каролингов».

Сад-лабиринт – прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди. Из такого лабиринта было, как правило, только один - два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода.

Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Клуатр (от лат. Claustrum – закрытое место) - крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений клуатра видно на плане монастыря Сант-Галлен в Швейцарии. Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его главный коммуникационный центр, место медитации и ученой работы. Клуатр играл существенную роль как место торжественных процессий на Пасху или на Рождество.


Похожая информация.


Эпоха античности с ее архитектурой, искус­ством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха фео­дализма, или период средневековья (5–15 вв.).

В эпоху средневековья происходят формиро­вание европейских государств, постоянные меж­доусобные войны, восстания. Именно в это вре­мя утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.

История архитектуры средневековья под­разделяется на три периода:

1) раннесредневековый (4–9 вв.);

2) романский (10–12 вв.);

3) готический (конец 12–14 в).

Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего суще­ствования мирной обстановки, поэтому в услови­ях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов рез­ко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как

-

то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутрен­ний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

Во внутреннем саду выращивали декора­тивные и плодовые насаждения, а также лекар­ственные травы. Деревья росли ровными ря­дами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.

Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).

Прообразом современных цветников были ре­гулярные грядки с лекарственными и декоратив­ными растениями: маль­ва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.

В средневековье появляются следующие ос­новные типы садово-парковых объектов:

- монастырские сады;

- сады при замках;

- университетские сады;

Первые ботанические сады при академичес­ких центрах.

В монас­тырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре час­ти. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о муче­нической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.

Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные ра­стения, назывался клуатром.

Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элемен­тами и небольшого размера.

Небольшие внутренние садовые терри­тории привели к возникновению нового приема – лабиринта участок из специально запутанных садовых дорожек, разде­ленных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывал­ся в какую-нибудь геометрическую форму, обыч­но квадрат или шестиугольник.

Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представ­ляли себе, что совершают далекое паломниче­ство. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.

Позднее средневековье характеризуется раз­витием науки, и открытием пер­вых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли

Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые бота­нические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.

Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)

Итак, особенности садово-паркового искус­ства Средневековья в центральной Европе следующие:

Простота и геометричность планировки внутренних садов;

Разработка нового приема – лабиринта;

Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.

Испано-мавританские (арабские) сады

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставля­ло прибегать к ирригации. Частые суховеи, пе­сок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым по­родам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и манда­риновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основ­ном их ценили за ароматичность. Особенно по­пулярны были роза и жасмин. Широко приме­нялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- каналы,

- узкие потоки-полосы,

- бассейны,

- фонтаны .

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

Композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

Отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

  • «

История моей любви к садам и паркам началась еще в детстве. Моя сестра очень любила собирать полевые цветы, а мне нравилось вместе с бабушкой копаться в земле, создавать симпатичные клумбочки, украшать дорожки, высаживать кусты и деревья. А через пару лет сидеть на скамеечке в этом саду и любоваться на творение своих рук.

Лет в пятнадцать я поехала с мамой на экскурсию в Хэмптон Корт. Хэмптон Корт - бывшая загородная резиденция английских королей, расположенная на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе.

Дворец был заложен в 1514 г. всемогущим кардиналом Волси, который передал его в дар Генриху VIII. Если Волси вдохновлялся планировкой итальянских палаццо эпохи Ренессанса, то король привнёс в архитектуру элементы мрачного средневекового зодчества, а также построил большой зал для игры в теннис (его называют самым старым теннисным кортом в мире).

В течение последующих полутора столетий Хэмптон Корт оставался основной загородной резиденцией всех английских монархов. Король Вильгельм III счёл дворец не отвечающим современным вкусам и предложил Кристоферу Рену обновить его в модном тогда стиле барокко. Регулярный французский парк перед дворцом был разбит для Вильгельма III по образцу голландского Хет Лоо; его любопытная особенность - лабиринт площадью в 60 акров.

В тот день, когда я увидела знаменитый лабиринт, я поняла, что это любовь на всю жизнь. Четкие линии посадок уходили вдаль и сливались в одно зеленое полотно, отчего становилось страшно и любопытно одновременно. Хотелось пройти по каждому коридору, заглянуть за каждый угол, исследовать все тупики...но, увы, не позволяло время. Тогда я загорелась идеей создания собственного лабиринта.

Но прежде, чем у меня хоть что-то получилось, я успела посетить еще несколько знаменитых садов с лабиринтами: Сент-Галленский монастырский сад в Швейцарии и голландский Хет Лоо.

Во все времена сады при монастырях отличались простотой и уединенностью. Именно эти качества необходимо учитывать при создании сада в монастырском стиле, которому совершенно не свойственны роскошь, торжественность, театральность. Небольшое количество симметрично расставленных в разных уголках арок и пергол подчеркнет общую композицию зимнего сада, утилитарный характер которому придаст небольшой участок с высаженными в кадках плодовыми деревьями, контейнерами с цветами, лекарственными травами.

Планировка была простая, геометрическая, иногда с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся именно в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении.

В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Сент-Галленский монастырский сад навсегда запал мне в душу ощущением спокойствия и необъятной тишины, от часовой прогулки по нему голова прояснилась и мысли потекли ровно и медленно, без суеты.

А вот обширность и геометрическая четкость линий, с причудливыми переходами одной части сада в другую в Хет Лоо заставляли сердце биться быстрее и хотелось успеть хоть мельком увидеть все.

Парк королевского дворца Хет Лоо - один из самых известных и красивейших в Нидерландах. Сам дворец был построен боле 300 лет назад вблизи от городка Апелдорн, в самом центре Нидерландов. В 1984 года бывшая королевская резиденция была отреставрирована и открыта для широкой публики. Дворец дает представление о том, как там в течение трех веков жила королевская семья, в которой есть и русский след (дочь Павла I - Анна жена Виллема II). А сад представляет собой 17 век садово-парковой архитектуры. С его фонтанами, и партерами, без петергофской помпезности, но так его напоминающие обрамлением вечно-зеленым самшитом и туей. Очень элегантный, соразмерный с человеком сад, что выгодно отличает его от других европейских садов.

Мой садик явно уступает размерами паркам средневековья, но все же не перестает тренировать воображение.

Получилось не все и далеко не сразу, конечно же, но путь к цели всегда не легок. Приходится не раз повторять сделанное, бросать все и начинать сначала... похоже на лабиринт, не правда ли?

Как украшение сада лабиринт появился в конце ХIV века. Полагали, что "прогулки" укрепляют душевное здоровье. Занятие считалось как глубоко христианским, так и респектабельным: лабиринты в Европе стали обязательным элементом парка загородной усадьбы.

Русские усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское, Петергоф и другие имели графически четкую схему аллей, стенки которых составляли стриженые кусты. Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении, а затем мода, как дама непостоянная, на лабиринты опять прошла.

Но сегодня лабиринты снова набирают популярность. Настоящий лабиринтовый бум начался в 80-х годах прошлого столетия. Зеркала и деревянные перегородки, кирпич, пластиковые панели, стены падающей воды сделали лабиринт предметом стильного авторского дизайна.

Интересно, что люди прибегают к символу лабиринта в период стрессов. Так, лабиринт в г. Кноксвилле (США) стал местом спонтанного сбора людей после террористической атаки 11 сентября 2001 года: услышав страшную новость, люди бродили по спиральным тропам, пытались заглушить свои страхи и справиться с эмоциями. Подобные скопления людей вокруг лабиринтов наблюдались тогда по всей стране.

Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость. Лишь один из наиболее авторитетных садовых дизайнеров, работающих в этом направлении, Адриан Фишер, построил по всему свету несколько сотен лабиринтов.

Например, на Олимпиаде в Китае 2008 года Фишер в рамках культурной программы этого мероприятия построил лабиринт общей протяженность 8 километров, побив рекорды Книги Гиннесса. Фишер и его коллеги обогатили парковый лабиринт новыми планировочными решениями, нетрадиционными материалами, другими оригинальными деталями.

Так, путем проб и ошибок был создан мой собственный сад-лабиринт. Если знать с чего начать и где взять, то это вполне реально и не так сложно.

Сначала стоит выбрать размеры и форму будущего лабиринта, в зависимости от возможностей вашего сада: от 2-3 до 20 метров в диаметре. В частных усадьбах и на садовых участках всегда есть желание сделать что-то нетрадиционное, интересное, полезное для развития детей и развлечения взрослых. Для этого хорошо использовать живую зеленую изгородь, благо, что на современном рынке посадочного материала можно найти растения на любой вкус, для любой высоты бордюра или стенки нашего лабиринта.

Для маленького, детского лабиринта можно использовать рядовые посадки однолетников типа петрушки кудрявой или бархатцев, камушки, горшочки с цветами. Для более серьезного и большего - живую изгородь из кустарников.

Важно, что изгородь, составляющая стенки лабиринта, должна быть формируемой, то есть растения должны переносить стрижку и обрезку, чтобы сохранить определенную форму. Стрижка позволяет варьировать необходимый размер изгороди. Для такой изгороди подойдут: низкорослая спирея, магония падуболистная, зверобой чашечковый, самшит, смородина альпийская, лапчатка кустарниковая.

Если Вы хотите создать большой лабиринт для взрослых, можно выбрать деревья до 3 метров высотой: вишня степная, можжевельник казацкий, шиповник, сирень обыкновенная, кизильник, клен татарский, ель обыкновенная, жимолость лесная и татарская, туя западная, барбарис Тунберга, смородина альпийская, дерен белый, граб обыкновенный, чубушник венечный (жасмин), магония, самшит, спирея Ван Гутта, боярышник, тис, миндаль низкий (степной), форзиция средняя, ирга.

Для аллей регулярного сада с графически четкой формой подойдут деревья свыше 3 метров высотой: бук, черемуха, клен, липа сердцевидная и мелколистная, туя восточная, некоторые виды вишни, тис, граб обыкновенный, туя западная, тамарикс, ель.

Можно так подобрать кустарники, что период цветения одних будет сменять другие. И ваш лабиринт будет выглядеть постоянно нарядной и опрятной клумбой на лужайке. Можно совместить несколько способов создания лабиринта - с помощью растений - и хвойных, и лиственных; кустарников и лиан ; арок, пергол, шпалер; добавить зеркала .

Форма лабиринта может быть не только традиционно круглой, но и квадратной, и треугольной, и в виде чайника, и в виде заглавной буквы фамилии владельцев сада. Можно сделать совсем простой лабиринт - вход, два поворота и выход, а можно простой, но с одним входом. Можно сделать сквозной, без четко обозначенного центра, или с центром в виде фонтана, беседки, патио, бельведера, прудика, купальни.

Интернет, Ваше воображение, семейный мозговой штурм - и нескончаемые зелено-цветущие коридоры будут не только радовать глаз, но и успокаивать сердце, и развлекать гостей. Я, например, в своем лабиринте устраиваю соревнования для детей - кто быстрее всех пойдет все «контрольные точки». Ну и, конечно, стоит посетить хоть один раз средневековый или современный лабиринт. Даже если, Вы не решитесь устроить хоть маленький лабиринтик у себя на даче, то по крайней мере ощутите спокойствие и величие, опасность и гармонию этих причудливых и математически сложных рисунков.

Специально для сайта Ольга Шайн

Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Средневековье видело в искусстве второе "откровение", обнаруживающее в мире мудрость, гармонию, ритм. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде письменных произведений средних веков - у Эригены, в "Шестодневах" Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского и мн. др.

Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл, сад же - это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами", или "Лимонариями", "Садами заключенными" и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили названия также "Пчел" - название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед в саду.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно (что имело символическое значение) на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати и т. д. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы.

Однако хозяйственные фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни. В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли служить красителями для раскрашивания инициалов и миниатюр рукописей. И целебные свойства травы определялись главным образом символическим значением того или иного растения.

Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 1812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях.

Особый характер носили сады в замках. Они находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых монастырских садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока розы. Иногда здесь росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов" - один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв.; мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.