Финикийская письменность. Троянский след? Финикийский алфавит Финикийский алфавит с переводом на русский прописью

Западносемитский консонантный алфавит, с помощью к–рого были записаны оригиналы большинства ветхозав. книг. Вопрос о его происхождении остается в науке дискуссионным. Нек–рые авторы считают, что генетически он связан с *синайской, или… … Библиологический словарь

Финикийский алфавит - древнейшая алфавитная система, существовавшая со 2 го тыс. до н.э. и легшая в основу почти всех известных алфавитов. Была распростр. в Финикии, Сирии и Палестине. Ф. а. обозначал только 22 согласных знака, причем уже были установлены… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Страны: Ливан, Сирия, Израиль, Испания, Италия, Алжир, Тунис, Кипр, Мальта … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Алфавит (значения). В Викисловаре есть статья «алфавит» Алфави … Википедия

Алфавит - [греч. ἀλφάβητος, от названия двух первых букв греческого алфавита альфа и бета (новогреч. вита)] система письменных знаков, передающих звуковой облик слов языка посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. Изобретение… … Лингвистический энциклопедический словарь

Является последним явлением в истории письма. Этим названиемобозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянномпорядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковыеэлементы, из которых составлен данный язык … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Является последним явлением в истории письма (см. Письмо). Этим названием обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном порядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковые элементы, из которых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Алфавит - – этим названием обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном порядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковые элементы, из которых составлен данный язык. Алфавит в первый раз является у… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

финикийский - (< финикийцы древние семитские племена) 1) Относящийся к финикийцам; 2) созданный ими; напр. Ф. алфавит – один из древних алфавитов, ставший основой почти всех современных буквенных алфавитов; содержит 22 согласные буквы, выделенные из… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

АЛФАВИТ - [от назв. греч. букв «альфа» и «бета» («вита»)], азбука, набор особых графических знаков — букв, расположенных в определенном порядке и служащих для письменной фиксации звучащей речи по принципу звуко буквенного соответствия. Алфавитное… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Происхождение алфавита , В.В. Струве. Общепринято, что все средиземноморские алфавиты (латинский, греческий) возникли из финикийского. Академик Струве, исследуя египетское фонетическое письмо находитсоответствия между ним и…

Часть 1. Троянская война

Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит . По Геродоту, Кадм - легендарный основатель Фив в Беотии, сын финикийского царя Агенора, финикиянин по рождению, впервые ввел в Греции буквы и письмена.

Римский писатель Юстин, обрабатывая «Всемирную историю» Помпея Трога 1 в. до. р.х. написал: «Ибо так же как народ этрусков, живущих на побережье Тосканского моря, пришел из Лидии, так и венеты , известные как обитатели Адриатического моря, были изгнаны из захваченной Атенором Трои ». (о вятичах см. ).

Другие факты:

Ломоносов М.В. "Древняя Российская История..."

Во-первых, о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоят почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до толь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно. Сему рассуждению согласуются многие свидетельства великих древних писателей, из которых первое предложим о древнем обитании славян вендов в Азии, единоплеменных с европейскими, от них происшедшими.

Плиний пишет, что "за рекою Виллиею страна Пафлагонская, Пилименскою от некоторых проименованная; сзади окружена Галатиею. Город милезийский Мастия, потом Кромна. На сем месте Корнелий Непот присовокупляет енетов и единоименных им венетов в Италии от них происшедшими быть утверждает".

Непоту после согласовался Птоломей, хотя прежде иного был мнения. Согласовался Курций, Солин. Катон то же разумеет, когда венетов, как свидетельствует Плиний, от троянской породы производит . Все сие великий и сановитый историк Ливий показывает и обстоятельно изъясняет. "Антенор, — пишет он, — пришел по многих странствованиях во внутренний конец Адриатического залива со множеством енетов, которые в возмущение из Пафлагонии выгнаны были и у Трои лишились короля своего Пилимена: для того места к поселению и предводителя искали. По изгнании евганеев, между морем и Алпийскими горами живших, енеты и трояне одержали оные земли. Отсюду имя селу — Троя; народ весь венетами назван ".

Егор Классен. "Древнейшая история славян..."

Известно из истории, что Трояне назывались сперва Пеласгами, потом Фракийцами, после того Тевкрами, затем Дарданами и, наконец, Троянами , а остатки их после падения Трои Пергамлянами и Кемеянами; ибо Кемь и Пергам построил Эней после падения Трои и в них поселились Трояне, избежавшие гибели в Илионе. Эти факты заимствованы как у греческих и римских историков, так и из самой Илиады. Греки называют Троян, Македонцев и Фригиян Фракийцами , да и сами Трояне так же называют себя, а вместе с тем и подвластных себе Фригийцев и союзных Македонцев. Если бы мы даже и не знали, что Фракийцы происходят от Пеласгов , то и тогда на вопрос, кто же были фракийцы, мы отвечали бы по историческим фактам так: у Фракийцев, равно как и у Пеласгов, мы встречаем множество племенных названий чисто славянских, между которых, по Геродоту, есть Руссы и Руссины . Кроме того, Фракийцы носили чубы, как Малороссияне; могилы у них делались насыпью, как вообще у всех Славян; при погребении покойников соблюдались все славянские обряды и даже нанимались плакальщицы. На бой они выходили преимущественно пешие; вооружение у них было славянское. Это подтверждается всеми древними историками; следовательно, Фракийцы должны были быть Славяне. Но теперь, имея выводы Apendini о том, что Фракийцы и Македоняне говорили славянским языком , и подробнейшие выводы Г. Черткова о Пеласго-Фракийском племени, мы убеждаемся несомненно, что Фракийцы были славяне, следовательно, и Трояне также. Относительно славянства последних заметим еще в дополнение, что два сына Приамовы носили имена чисто славянские, а именно Троил и Дий . Первое имя сохранилось у нас на пушке, стоящей в Московском Кремле; другое известно из славянской мифологии.

Историю покорения Трои писал Дит, грек, и Дарий, а по другим Дарет, фригиец. Оба они были личными свидетелями этой битвы и оба утверждают, что Трояне не знали греческого язык а во время пристания к Берегам их Язона. Этим ясно определяется, что Трояне не греческого племени . По сказанию тех же летописцев, Трояне называли Греков зверонравными; этим свидетельствуется, что просвещение Троян было выше такового же у Греков. Впрочем, это последнее мнение подтверждается еще и тем, что Троянам известны уже были живопись, механика, музыка, комедия и трагедия, когда Греки знали одну только грабительную войну, ее зверство и хитрости. Упомянутые историки пишут, что в Трое были отдельные улицы для каждого мастерства , как, например, бронная, котельная, таганная, кожевенная, рогожная, кошельная, усмарьная (что значит на малороссийском языке сапожная) и пр. То же самое мы встречаем в древних больших городах русских; возьмем для образца Москву; в ней мы находим улицы или бывшие отдельные слободки промышленников с подобными названиями: так, вы видите бронную, котельники, таганку, кожевники, рогожскую, кошели, сапожки, а также сыромятники, звонари и проч.

Диана была богинею охоты у Троян , что подтверждает троянский жрец Колхас, советовавший грекам принесть ей жертву для получения победы. У современных Троянам Скифов и у позднейших их потомков - Славян богиня охоты была под тем же именем . Греки же называли ее Артемидою; Эней перенес славянское ее название в Италию. Но если Грек писал Илиаду, то отчего же он не назвал свою богиню греческим ее именем? Оттого, что во время падения Трои не было у Греков ни Дианы, ни Артемиды.

Бальзамирование трупов было известно и употреблялось, кроме Египтян, только у Скифов и Троян . Историки Фригии и Илиада повествуют, что у Троян был обычай рыданий по усопшим и за гробом шли обыкновенно плакальщицы с распущенными волосами , сопровождая покойника рыданием и причитаниями. Этот обряд существует у нас на Руси и по сие время .

Руссы во время осаждения Трои были союзниками Троян , ибо Антиф (Антип, Antyphos) привел Русь к Троянам; он начальствовал 30-ю кораблями, с народами из Nisyros, Karpathos, Kasos, и Ros, т.е. Нижанами-Руссами, Хорватами, Казями (Казарами) и Русью.

Дополним к этому, что италийский надгробный памятник Энея ясно говорит, что Трояне были Руссы .

Скандинавские предания, разобранные нами в 4-м выпуске, также утверждают связь славяно-русского севера с Троянами ; кроме того, многие Франки доказывали, что они выселенцы из Трои (Франки = Фракийцы) ; в числе их франкский герцог Оттон и брат его Бруно впоследствии Папа, Григорий V, утверждали происхождение свое из Трои. А как Франки же построили и город Руссилион, то самое название города свидетельствует, что он построен был Руссью Илионскою .

Заметим здесь, что не одни мы признаем Троян за Славяно-руссов, еще в прошлом столетии Р. Ch. Levesque (род. 1736) доказывал, что Латины обязаны Славянам корнями своих слов и предки Латинов и Славян слишком рано, т.е. до происхождения от них Троян и Венетов, разделились .

Часть 3. Финикийская письменность

Из книги Александра Волкова "Загадки Финикии":

Немногие древние народы могут похвастаться таким количеством изобретений, изменивших судьбу человечества, как финикийцы: корабли и пурпур, прозрачное стекло и алфавит. Пусть не всегда они сами были их авторами, но именно они внедряли эти находки и усовершенствования в жизнь, а также популяризовали их.

Говорили они на языке, которого давно уже нет. Финикийский язык - это один из семитских языков, и его ближайшие родственники - древнееврейский (иврит) и моавитский, о котором мы знаем лишь по одной сохранившейся надписи . Обычно три этих языка, именуемых также «ханаанейскими», противопоставляют арамейскому. В то же время вместе с арамейским языком они составляют северо-западную ветвь семитской языковой семьи, в которую входят также восточная (аккадская) и южная, или арабо-эфиопская, ветвь.

Почти все ханаанейские языки мертвы. Единственное исключение - иврит, государственный язык Израиля. Мы можем судить о родственных ему языках лишь по сохранившимся текстам.

На финикийском языке говорили жители прибрежных районов Ливана, Палестины и Южной Сирии, а также часть населения Кипра. Он известен нам лишь по надписям, древнейшая из которых датируется примерно 1000 годом до нашей эры. Литература на финикийском языке, о существовании которой говорят и греческие, и римские авторы, полностью утрачена.

Создание алфавита - величайшее культурное достижение финикийцев. С их родины, с узкой береговой полоски на территории современного Ливана, алфавит начал триумфальное шествие по миру. Постепенно финикийский алфавит и родственные ему системы письма вытеснили практически все другие древние формы письменности, кроме китайской и производных от нее. Кириллица и латиница, арабское и еврейское письмо - все они восходят к финикийскому алфавиту. Со временем буквенный шрифт стал известен в Индии, Индонезии, Средней Азии и Монголии. Финикийцы создали «универсальную систему письма, совершенство которой доказано всей последующей историей человечества, ибо ему с тех пор не удалось придумать ничего лучше», - писал Г.М. Бауэр.

Для создания своей оригинальной системы финикийцы использовали в качестве букв, как считает большинство специалистов, видоизмененные египетские иероглифы. Самые древние надписи, напоминающие более позднее финикийское письмо, были найдены в Палестине и на Синайском полуострове, где египтяне и семиты довольно тесно контактировали.

Однако, как подчеркивал И.Ш. Шифман, «знаки синайской и собственно финикийской письменности, служившие для обозначения одних и тех же звуков, сильно отличались друг от друга . Это не дает возможности считать синайское письмо непосредственным предком финикийской графики , несмотря на всю соблазнительность такого рода предположений, широко распространенных в научной литературе».

Долгое время в Финикии сосуществовали разные системы письма: аккадская клинопись, псевдоиероглифика, линейное. Лишь к концу II тысячелетия до нашей эры более доступное линейное письмо победило. Финикийское линейное письмо насчитывало всего 22 согласные буквы... Другое неудобство связано с тем, что финикийцы со временем отказались от так называемых словоразделителей (в нашем языке их роль играет пробел, разделяющий слова). В древнейших надписях имелись вертикальные линии или точки, помечавшие, где кончается слово. Начиная с VIII века до нашей эры эти значки вышли из употребления. Теперь слова в надписях сливаются друг с другом.

Самые ранние финикийские надписи, известные нам, относятся лишь к ХI веку до нашей эры. Выполненные на наконечниках стрел, они указывали на имена владельцев. Были найдены в долине Бекаа и неподалеку от палестинского Вифлеема. Пять надписанных наконечников являются важнейшими памятниками письменности ХI века до нашей эры. Самый длинный образец раннеалфавитного письма - надпись на саркофаге царя Ахирама из Библа.

Когда финикийцы проникли в бассейн Эгейского моря, греки познакомились с их алфавитом и, поняв его преимущества, заимствовали. По-видимому, это произошло в IХ веке до нашей эры. Очевидно, первыми переняли новую систему письма греки, проживавшие на островах Эгейского моря по соседству с финикийцами. Они не забывали, кому обязаны этим шрифтом, и довольно долго называли его «финикийскими знаками». Со временем греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, в отличие от принятого у финикийцев и евреев направления справа налево. Форма их написания стала стандартной самое позднее к IХ веку до нашей эры. Этот тип написания букв колонисты увозили с собой на запад. Поэтому классическая финикийская письменность почти не отличалась во всех областях Средиземноморья. Именно эту форму письменности восприняли греки, а также этруски .

Финикийский алфавит:

Трудно не заметить сходство финикийского алфавита с кириллицей: Ниже приведена сравнительная таблица алфавитов.

  1. Финикийский алфавит XXIII век до н.э.
  2. Финикийский алфавит с поворотом/отражением букв
  3. Этрусский алфавит VIII век до н.э.
  4. Византийский унициал IX-X веков н.э.
  5. Кириллица XI век н.э.

Совпадение с финикийским алфавитом (с учётом поворота/отражения букв):

  1. Этрусский алфавит. Сходны в написании 17 букв, из них подобны в произношении 17 букв.
  2. Византийский алфавит. Сходны в написании 18 букв, из них подобны в произношении 16 букв.
  3. Кириллица. Сходны в написании 22 букв (т.е. все!), из них подобны в произношении 18 букв.
При этом следует учесть, что фонетическое значение букв финикийского алфавита, достоверно не известно, а реконструировано лингвистами. Существует вероятность ошибки при такой реконструкции.

Если принять официальную версию создания славянской азбуки силами двух византийских просветителей , то тогда совершенно невозможно объяснить исчезновение в византийском алфавите, а затем необъяснимое, чудесное появление вновь, но уже в славянской азбуке финикийских букв Б , Ж , Ш , Ц , причём практически в неизменном виде и с той же фонетикой. Самый беглый анализ позволяет сделать вывод о бо́льшем родстве славянской азбуки с финикийским алфавитом, чем с византийским унициалом.

Часть 4. Славянские корни финикийцев или финикийские корни славян?

Татищев В.Н. "История Российская":

Ниже из Диодора Сицилийского и других древних будет вполне очевидно, что славяне сначала жили в Сирии и Финикии , гл. 33, 34, где по соседству еврейское, египетское или халдейское письмо иметь свободно могли. Перешедши оттуда, обитали при Черном море в Колхиде и Пафлагонии, а оттуда во время Троянской войны с именем генеты, галлы и мешины, по сказанию Гомера, в Европу перешли и берегом моря Средиземного до Италии овладели, Венецию построили и пр., как древние многие, особенно Стрыковский, Бельский и другие, рассказывают.

До сих пор утверждалось, что большинство общеупотребительных алфавитов произошли от финикийского. Но правильно ли это? Для соседней с Финикией египетской культуры было характерно идеографически-ребусное письмо, иероглифы. Для семито-хамитских культур, к которым принадлежала и сама Финикия, была характерна клинопись. Алфавитное, буквенно-звуковое письмо не имело здесь «исторических корней» . Мало того, оно противоречило традициям, сложившимся у народов данного региона. Теория о происхождении финикийского алфавита от синайского письма кажется искусственной: синайское письмо тоже было иероглифами, и ни малейшего сходства между знаками, в общем-то, не обнаруживается .

Однако, как уже говорилось, при раскопках Фив, где царствовал Кадм , действительно установлено финикийское присутствие. И действительно обнаружена финикийская письменность. Но это опять же клинопись! Характерная и для ранних финикийских культур Сирии и Палестины! Здесь же найдены образцы другого письма — но опять не алфавита, а того же самого линейного, слогового, которое обнаружено и во всех других центрах ахейской цивилизации!

Наконец, в Европе мы находим огамическое письмо древних ирландцев и пиктов, которое не имеет уж совсем ничего общего ни с одним из известных алфавитов: знаки в нем различаются количеством черточек и их расположением относительно горизонтальной черты-строки. Но оно тоже буквенно-звуковое! Итак, для всего европейского региона, для всех индоарийских культур оказываются характерными буквенно-звуковые алфавиты . Практически у всех народов Европы самые древние памятники письменности связаны сразу с алфавитами ! Отметим и то, что арийские народы Средней Азии и соприкасавшиеся с ними степные древнетюркские народы, имевшие письменность, тоже пользовались только алфавитами. Встает вопрос — а нет ли фактов, которые позволили бы предположить иное, не финикийское происхождение алфавитного письма? Оказывается, есть.

Например, греческий историк Диодор Сицилийский в I в.до н.э. писал: «Хотя вообще эти буквы называют финикийскими, потому что их привезли к эллинам из страны финикийцев, они могли бы носить название пеласгических , так как ими пользовались пеласги ». Он же рассказывал об этрусках : «Они изобрели письмо, ревностно изучали науку о богах, овладели навыками в наблюдении за молнией». Может, изобрели, в может, принесли с какой-то своей пра-родины. В этом плане обращает на себя внимание и письменность элимов, живших на Сицилии, которых все древние авторы единодушно называют выходцами из Трои , а Павсаний именует фригийцами .

Но древнейшие находки письменности в материковой Италии принадлежат этрускам , которые тоже пришли откуда-то из Малой Азии, а по ряду версий даже являлись, как и элимы, выходцами из Трои . Не логично ли предположить, что и те, и другие принесли свои алфавиты оттуда? Ведь у фригийцев (кстати, по многим версиям родственных пеласгам , на которых ссылается Диодор Сицилийский) письменность тоже существовала, причем по надписям, обнаруженным на скалах и надгробиях, делается вывод, что и их алфавит был «на основе греческого» — и хотя эти надписи обычно датируют все тем же VIII в. до н.э., но опять-таки не строго, а лишь на основе субъективных умозаключений.

Между прочим, производя греческое письмо по эллинской мифологической традиции «от Кадма» ученые почему-то не обращают внимание на другой миф, тоже греческий, согласно которому изобретателем письма называется Паламед . Ему же приписывалось введение греческих мер веса, длины, времени, разработка календаря. Видимо, это объясняется тем, что Кадм в легендах — более древняя фигура, относимая к XV в. до н.э. А Паламед — участник... все той же Троянской войны . Датируемой XIII в. до н.э. Но как раз к этому времени относятся древнейшие из найденных образцы «финикийского» алфавита!

Да и сами финикийцы не были чистыми семитами они произошли от смешения семитов-хананеян с филистимлянами (пеласгами) и другими индоарийскими «народами моря» , активно осваивавшими Средиземноморье во второй половине II тысячелетия до н.э. Похоже, именно от них финикийцы получили искусство кораблестроения и навигации, некоторые религиозные обряды. Не исключена и вероятность преемственности письменности.

И в связи с этом хочется перенестись на пару тысячелетий вперед и коснуться другой загадки письменности. Как и когда она пришла на территорию Руси? Коснувшись сложившихся исторических представлений, мы опять столкнемся с очень прочным, устоявшимся стереотипом, что славяне узнали письменность только вместе с обращением в христианство, а до этого ее, вроде, и не существовало. Однако строгими фактами эта версия опровергается — причем фактами далеко не единичными. Взять хотя бы многочисленные находки «славянских рун» — на ритуальном сосуде из села Войсковое на Днепре, на глиняном черепке из Рипнева, на Микоржинском камне, на камнях острова Валаам и др. Русские летописи упоминают о некой древнейшей письменности в виде «черт и резов» — и различные образцы этих «черт и резов» действительно обнаруживаются на некоторых археологических находках. О надписях, существовавших в языческих храмах прибалтийских славян, сообщают в своих трудах Дитмар Мерзебургский, Адам Бременский, Саксон Грамматик, Гельмгольд. А в воспоминаниях арабского путешественника Ибн-Фадлана язычники-русы подписывают на надгробии имя покойного и имя «своего царя». Некоторые знаки, явно представляющие собой письменность — скажем, найденные на Рязанщине, настолько древние, что не только не поддаются дешифровке, но и вообще не позволяют отнести их к культуре каких-то известных нам народов.

Отметим, что римский папа Иоанн VIII в одном из своих посланий прямо утверждал, что славянские письмена существовали до Св. Кирилла — он лишь усовершенствовал и упорядочил их. О том же, кстати, говорит и «Житие Св. Кирилла» — во время пребывания в Херсонесе он видел две книги, выполненные «русьскими письмены», изучил их и на их основе разработал свою кириллицу.

4.1. Алфавит родился в Финикии

Немногие древние народы могут похвастаться таким количеством изобретений, изменивших судьбу человечества, как финикийцы: корабли и пурпур, прозрачное стекло и алфавит. Пусть не всегда они сами были их авторами, но именно они внедряли эти находки и усовершенствования в жизнь, а также популяризовали их. Последнее из перечисленных изобретений во многом определило судьбу современной цивилизации. Мир был бы совсем иным, если мы не располагали бы самой простой и удобной системой письма из всех, что когда-либо были созданы человечеством. Эту систему придумали финикийцы.

Говорили они на языке, которого давно уже нет. Финикийский язык – это один из семитских языков, и его ближайшие родственники – древнееврейский (иврит) и моавитский, о котором мы знаем лишь по одной сохранившейся надписи. Обычно три этих языка, именуемых также «ханаанейскими», противопоставляют арамейскому. В то же время вместе с арамейским языком они составляют северо-западную ветвь семитской языковой семьи, в которую входят также восточная (аккадская) и южная, или арабо-эфиопс-кая, ветвь.

Почти все ханаанейские языки мертвы. Единственное исключение – иврит, государственный язык Израиля. Мы можем судить о родственных ему языках лишь по сохранившимся текстам. Однако не осталось даже надписей, запечатлевших, например, аммо-нитский или эдомитский языки.

На финикийском языке говорили жители прибрежных районов Ливана, Палестины и Южной Сирии, а также часть населения Кипра. Он известен нам лишь по надписям, древнейшая из которых датируется примерно 1000 годом до нашей эры. Литература на финикийском языке, о существовании которой говорят и греческие, и римские авторы, полностью утрачена.

Благодаря колониальной политике финикийцев их язык получил распространение также в других частях Средиземноморья, например в Карфагене и его окрестностях. Здесь он стал называться «пуническим». Отдельные пунические надписи встречаются и в других районах Западного Средиземноморья.

Как ни странно, финикийский язык исчез в метрополии раньше, чем в западных колониях. Еще в эллинистическую эпоху его постепенно вытеснили арамейский и греческий. Жители Ближнего Востока перестали говорить по-финикийски примерно во II веке до нашей эры. В Западном Средиземноморье этот язык употреблялся гораздо дольше – вероятно, до VIII века нашей эры – и был окончательно вытеснен лишь после арабского завоевания Северной Африки. Отныне местные жители говорили лишь на арабским.

Самые поздние из дошедших до нас финикийских текстов датируются на Ближнем Востоке II веком нашей эры, а в Западном Средиземноморье – III – IV веками.

Создание алфавита – величайшее культурное достижение финикийцев. С их родины, с узкой береговой полоски на территории современного Ливана, алфавит начал триумфальное шествие по миру. Постепенно финикийский алфавит и родственные ему системы письма вытеснили практически все другие древние формы письменности, кроме китайской и производных от нее. Кириллица и латиница, арабское и еврейское письмо – все они восходят к финикийскому алфавиту. Со временем буквенный шрифт стал известен в Индии, Индонезии, Средней Азии и Монголии. Финикийцы создали «универсальную систему письма, совершенство которой доказано всей последующей историей человечества, ибо ему с тех пор не удалось придумать ничего лучше», – писал Г.М. Бауэр.

Что же такое Финикия? Клочок земли на периферии двух миров: месопотамского и египетского или «мостик», проложенный между ними? Или зеркало, в котором отражаются обе реальности, сливаясь воедино?

С незапамятных времен жители Финикии знали две основные формы письменности Древнего Востока: клинопись Месопотамии и иероглифическое письмо египтян. У последних они научились использовать специальные значки, указывающие, какая гласная идет за этой согласной или перед ней. Изучая клинопись, поняли, что одну и ту же систему письма можно применять для записи самых разных языков.

Чаще всего жители финикийских городов, как и соседней Сирии, хоть и подчинялись Египту, но пользовались не его иероглифами, а силлабической клинописью. Пользовались, составляя официальные грамоты и дипломатические послания, деловые документы и торговые договоры. Даже в канцелярию фараона отсылали таблички с клинышками, которые следовало читать – нет, не по-финикийски, а по-аккадски, этой «латыни бронзового века». Однако хлопотное это было дело – излагать свои мысли словами чужого языка, да еще записывать их мало понятными значками.

Во-первых, язык был неродным. Даже профессиональные писцы нередко не могли подобрать нужные слова и – свидетельством тому амарнские письма – то и дело вставляли во фразы знакомые им с детства ханаанейские слова. Рано или поздно, кто-нибудь из писцов отказался бы разбавлять родную ханаанейскую речь вызубренными аккадскими словами. Так оно и случилось.

Во-вторых, клинопись была сложным письмом. Писцу требовалось помнить до шестисот клинописных знаков, каждый из которых мог иметь несколько значений. При дворе каждого финикийс кого царька нужен был целый штат писцов, занимавшихся только перепиской и делопроизводством. Да и любому купцу не помешала бы свита из нескольких грамотеев, учившихся клинописи много лет. Вот только самим купцам это не нравилось. Они предпочитали вести дела быстро и неприметно, не доверяя своих секретов посторонним. Для этого нужна была простая система, позволявшая делать записи на родном языке и не тратить много времени и сил на овладение грамотой. Так возникло линейное письмо. Видимо, одним из важнейших центров, где оно разрабатывалось, был Библ. Для такого письма годился любой материал. Очевидно, первые памятники письменности Финикии были деловыми документами, записанными на каком-нибудь легком, недолговечном материале, например коже или папирусе.

Египетские иероглифы

Для создания своей оригинальной системы финикийцы использовали в качестве букв, как считает большинство специалистов, видоизмененные египетские иероглифы. Самые древние надписи, напоминающие более позднее финикийское письмо, были найдены в Палестине и на Синайском полуострове, где египтяне и семиты довольно тесно контактировали. Они датированы первой половиной II тысячелетия до нашей эры. Возможно, именно здесь происходили отбор и упрощение некоторых египетских иероглифов, которыми ханаанеи стали обозначать определенные звуки своего языка.

Однако, как подчеркивал И.Ш. Шифман, «знаки синайской и собственно финикийской письменности, служившие для обозначения одних и тех же звуков, сильно отличались друг от друга. Это не дает возможности считать синайское письмо непосредственным предком финикийской графики, несмотря на всю соблазнительность такого рода предположений, широко распространенных в научной литературе».

Возможно, высказывалась другая гипотеза, алфавитная система письма возникла в ханаанейских городах Палестины. Письменность – плод городской цивилизации. В конце II тысячелетия до нашей эры города Ханаана пали под натиском израильских кочевников, и тогда система письма продолжала существовать только у ханаанеев побережья – в Финикии – и впоследствии была заимствована у них другими народами.

Клинопись

В некоторых палестинских городах, действительно, найдены образцы линейного письма, оставленные на долговечных материалах. Подобные находки сделаны в Лахише (надписи на кинжале, сосуде и чаше), Сихеме (надпись на пластинке) и Гезере (надпись на черепке). Все они относятся к середине II тысячелетия до нашей эры. Однако, по мнению большинства исследователей, они все-таки не имеют отношения к основной линии развития алфавитного письма.

Очевидно, идея создания алфавитной письменности зародилась в самой Финикии, а не была заимствована ее жителями у соседних народов. Впрочем, истоки линейного алфавитного письма, отмечает Н.Я. Мерперт, «все более удревняются новыми открытиями и могут быть связаны еще со средним бронзовым веком».

Сами финикийцы приписывали изобретение букв некоему Та-авту. Возможно, что это бог письма. Ведь «сакрализация письменности на Востоке не вызывает сомнения, – отмечает Ю.Б. Цир-кин. – Поэтому в памяти народа ее создатель (или один из создателей) вполне мог приобрести черты бога, которому затем уже придумали генеалогию». Нечто подобное произошло в Египте, где знаменитый врач Имхотеп стал богом врачевания. Ведь, как подчеркивал известный советский лингвист Т.В. Гамкрелидзе, «сейчас в науке принята точка зрения, что создание системы письма не было и не могло быть плодом коллективного творчества, но это результат творческого акта конкретного создателя».

В любом случае в бронзовом веке в разных частях Передней Азии возникла огромная потребность в простой системе письма. В отдельных районах Сирии, Финикии и Палестины делались попытки создать линейную буквенную письменность. В конце концов, они привели к появлению алфавита. Первые свидетельства его существования обнаружены в Финикии – стране, ориентированной на торговлю с другими странами Средиземноморья и потому нуждавшейся в надежных и удобных средствах связи.

Свой особый алфавитный шрифт существовал в ХIV – ХIII веках до нашей эры в Северной Сирии, в крупном купеческом городе Уга-рите. Этот шрифт представлял собой трехмерную клинопись. У букв имелась не только высота и ширина, но и глубина. Использование таких значков было возможно только на определенном материале, – например глине.

Угаритский алфавит содержал всего тридцать знаков, а потому был гораздо проще, чем слоговая клинопись Месопотамии. Уже тогда, как видно из найденных в Угарите алфавитных таблиц, складывался характерный для финикийского алфавита порядок букв.

Однако будущее принадлежало не угаритскому, а линейному алфавиту, ведь его буквы годились для письма на папирусе и коже, а не только глине и камне. К сожалению, во влажном ливанском климате папирус не может долго сохраняться, поэтому мы не располагаем сейчас ни архивами финикийских царей – в отличие от архивов многих других восточных правителей бронзового века, – ни первыми свидетельствами становления финикийского алфавита.

В истории линейного алфавита еще много неясного. По-видимому, его предшественником было псевдоиероглифическое библ-ское письмо. В то же время в основе угаритской клинописи и финикийского письма лежал один принцип.

Советский историк А.Г. Лундин высказывал в связи с этим предположение, что алфавитное линейное письмо возникло около 1500 года до нашей эры и вскоре «разделилось на южносемитскую и северосемитскую ветви, принявшие разный алфавитный порядок знаков… Финикийский алфавит произошел из северосемитского линейного в 27 знаков из-за совпадения ряда звуков языка и исчезновения пяти звуков».

Долгое время в Финикии сосуществовали разные системы письма: аккадская клинопись, псевдоиероглифика, линейное. Лишь к концу II тысячелетия до нашей эры более доступное линейное письмо победило.

Сравнительная его простота привела к его широкому распространению. Его стали использовать для написания различных официальных документов, например посланий, которыми финикийские цари обменивались со своими соседями, как то Хирам с Соломоном. Очевидно, возникли храмовые архивы, где хранились священные тексты, записанные алфавитными значками. Можно предположить, что появилась и светская историография.

Поначалу любой символ угаритского и финикийского письма обозначал все возможные сочетания определенного согласного звука с любыми гласными: например, один и тот же символ обозначал такие слоги, как Б(а), Б(и), Б(у), Б(е) и т. п. Это позволило резко сократить число знаков. Финикийское линейное письмо насчитывало всего 22 буквы. При чтении к каждому согласному звуку добавлялся нужный по смыслу гласный. Правила подобного письма было легко усвоить.

Однако у этой системы были свои неудобства. Так, отсутствие гласных на письме было крайне неприятно. «Даже хорошее знание языка не всегда гарантировало точное понимание смысла слова, потому что одно и то же сочетание согласных могло иметь практически несколько значений, – отмечал И.Ш. Шифман. – Тогда финикияне решили, если уж и не обозначать все гласные на письме, то по крайней мере как-то сигнализировать читателю о том, как следует читать то или иное слово».

Они изобрели для удобства читателей систему «вспомогательных знаков», в роли которых выступали некоторые буквы, более или менее похожие по своему произношению на данный гласный звук. Так, звук u обозначался буквой, используемой для передачи согласного звука w, а звук i – буквой j. Сперва наличие гласных букв помечали для большей ясности на конце слов, а затем и в середине. Это явствует из надписей, находимых в Сирии и датируемых Х – IХ веках до нашей эры.

Другое неудобство связано с тем, что финикийцы со временем отказались от так называемых словоразделителей (в нашем языке их роль играет пробел, разделяющий слова). В древнейших надписях имелись вертикальные линии или точки, помечавшие, где кончается слово. Начиная с VIII века до нашей эры эти значки вышли из употребления. Теперь слова в надписях сливаются друг с другом. Посторонний человек, не зная, о чем идет речь, практически не мог понять, где кончается одно слово и начинается другое.

Самые ранние финикийские надписи, известные нам, относятся лишь к ХI веку до нашей эры. Выполненные на наконечниках стрел, они указывали на имена владельцев. Были найдены в долине Бекаа и неподалеку от палестинского Вифлеема. Пять надписанных наконечников являются важнейшими памятниками письменности ХI века до нашей эры. Самый длинный образец раннеалфа-витного письма – уже известная нам надпись на саркофаге царя Ахирама из Библа.

Собственно финикийский алфавит появляется в начале железного века. Составившие его согласные звуки довольно точно передают семитскую речь финикийцев. Буквенное письмо быстро распространилось по всему сиро-палестинскому региону. Различные его варианты стали применяться для передачи родственных языков – арамейского, моавитского и древнееврейского. Финикийская письменность вытеснила все местные системы графики. Она получила широкое распространение в Сирии, Палестине и Заиорда-нье. В Кумране найден даже отрывок из библейской книги Левит, написанный финикийским письмом. Кстати, восточные соседи финикийцев сохранили их принцип – написание только согласных, и на этом основаны и современное арабское, и еврейское письмо.

По-видимому, предполагал И.Ш. Шифман, быстрое распространение линейного письма в первые века I тысячелетия до нашей эры было связано с тем, что народы Передней Азии перестали использовать в деловой переписке аккадский язык – язык клинописи.

Появление алфавита – легко разучиваемой системы письменных знаков – имело важнейшие социальные последствия. Отныне письменность перестала быть привилегией особых каст населения (жрецов, писцов), члены которых в течение многих лет изучали сотни иероглифов или клинописных значков. С этого времени она стала общим достоянием, владеть которым мог и богач, и бедняк.

Финикийский алфавит быстро получил распространение не только в городах Финикии и прилегающих странах, но и во всем Восточном Средиземноморье. Образцы линейного письма финикийцев находят на Кипре, Родосе, Сардинии, Мальте, в Аттике и Египте. Его навыки разносили с собой по всей тогдашней ойкумене финикийские купцы и колонисты.

Когда финикийцы проникли в бассейн Эгейского моря, греки познакомились с их алфавитом и, поняв его преимущества, заимствовали. По-видимому, это произошло в IХ веке до нашей эры. Очевидно, первыми переняли новую систему письма греки, проживавшие на островах Эгейского моря по соседству с финикийцами. Они не забывали, кому обязаны этим шрифтом, и довольно долго называли его «финикийскими знаками».

Алфавитное письмо, легкое и простое, потеснило сложное слоговое микенское («линейное письмо Б»), которым население Греции пользовалось во II тысячелетии до нашей эры. Оно содержало почти сотню знаков, обозначавших различные слоги. Этим письмом владели лишь профессиональные писцы. Если бы греки не отказались от него, то рядовой житель полиса вряд ли сумел научиться читать и писать. В таком случае никогда бы не родилась великая греческая литература.

Итак, самим ее существованием мы обязаны сметливым финикийцам, разъявшим человеческую речь на два десятка звуков. Если бы не они, то жители Москвы и Нью-Йорка, Лондона и Парижа зубрили бы, подобно китайским школьникам, несколько сотен иероглифов, и этого багажа знаний хватало только на то, чтобы читать простенькие статьи в газетах. Теперь же в течение года любой школьник может выучиться нормально читать и писать.

«Без алфавитного письма, – признают историки, – бурное развитие мировой письменности, науки и литературы, то есть записей любого характера, не стесненных площадью писчего материала и медленностью изучения письма и чтения, было бы невозможно».

Для большего удобства греки дополнили алфавит новыми символами, обозначавшими гласные звуки, приспособив его к своему языку, который изобилует именно гласными. Греки заимствовали у финикийцев даже названия букв. Так, финикийское «алеф» (бык) превратилось в «альфу», «бет» (дом) – в «бету» и так далее. Таким образом, знакомое всем слово «алфавит» восходит к финикийскому языку.

Финикийские алфавиты

Со временем греки изменили и направление письма. Они стали писать слева направо, в отличие от принятого у финикийцев и евреев направления справа налево.

Позже евреи и арабы тоже внесли свои новшества. Они начали применять специальные надстрочные и подстрочные значки, обозначающие гласные звуки. Делалось это, чтобы избежать разночтений в священных текстах – Библии и Коране.

Сами же финикийцы, где бы они ни жили, твердо придерживались своего собственного языка и письменности, хотя со временем в различных областях их расселения появлялись свои диалекты. Понемногу менялось и начертание букв.

Форма их написания стала стандартной самое позднее к I Х веку до нашей эры. Этот тип написания букв колонисты увозили с собой на запад. Поэтому классическая финикийская письменность почти не отличалась во всех областях Средиземноморья. Именно эту форму письменности восприняли греки, а также этруски.

Впоследствии в Карфагене на основе финикийского возникает несколько отличающееся от него по графике и лексике пуническое пи сьмо. Сох рани ли сь пуни чески е надпи си, да тируемые I Х – II веками до нашей эры, а также так называемые новопунические, датируемые II веком нашей эры.

Финикийская надпись

Памятники финикийского письма, принадлежащие, прежде всего, карфагенянам, можно обнаружить почти во всех странах, с которыми те торговали. В основном это короткие эпитафии или дарственные надписи на камне, которые мало что говорят о политической истории своего времени, о хозяйственной и общественной жизни финикийцев и других народов Средиземноморья.

Письменные памятники на территории самой Финикии встречаются крайне редко. В основном это – короткие посвящения, строительные надписи или же заговоры, предостерегающие от осквернения захоронений, а также остраконы – надписи на черепках. Все эти тексты выполнены линейным финикийским письмом; в них практически отсутствуют обозначения гласных звуков. Поэтому особое место среди памятников финикийского языка занимают «огласо-ванные» тексты, записанные греческим или латинским алфавитом. Эти тексты воссоздают звучание живой пунической речи, как она воспринималась в иноязычной среде.

Можно не сомневаться, что когда-то у финикийцев существовала обширная деловая корреспонденция, ведь метрополия поддерживала связь со своими колониями, а купцы, очевидно, записывали результаты хотя бы некоторых своих сделок, а не держали в памяти все торговые операции. Так, при встрече Ун-Амона с За-кар-Баалом последний «приказал, чтобы принесли поденные записи его отцов. Он приказал, чтобы огласили их передо мной» (пер. М.А. Коростовцева). Однако финикийцы делали подобные записи, видимо, на недолговечных материалах, а потому они не сохранились, и мы не можем теперь в полной мере оценить весь размах финикийской торговли.

Поэтому при изучении культурной, политической и хозяйственной жизни Финикии в I тысячелетии до нашей эры приходится полагаться на свидетельства библейских и античных авторов. Увы, народ, создавший первую удобную алфавитную систему, не оставил практически никаких письменных источников. Нам остается лишь с грустью перечитывать слова Иосифа Флавия: «У тирийцев с древних времен существуют государственные летописи, писавшиеся и хранившиеся с особой заботой».

Утрата восточных финикийских книг – там были и исторические, и поэтические труды – частично восполняется находками угаритских текстов и литературой на древнееврейском языке. В то же время мы практически лишены богатой карфагенской литературы. Мы располагаем лишь несколькими десятками цитат, касающихся ведения сельского хозяйства, приготовления вина, животноводства и пчеловодства. Они включены в сочинения Колумеллы, Плиния, Варрона.

Несколько лучше мы знакомы с религиозной жизнью финикийцев, поскольку в надписях содержатся клятвы и проклятия, а также имена богов, призванных следить за соблюдением клятвы или же карать ослушников. Финикийские боги и ритуалы упоминаются в книгах Ветхого Завета. Греческие и римские писатели сообщают о верованиях финикийцев, их религиозных традициях и праздниках. Некоторые финикийские божества пользовались особым уважением в Карфагене, и потому получили известность в греко-римском мире. Это относится, например, к Мелькарту.

Впрочем, несмотря на почти полное отсутствие финикийских памятников письменности, ряд историков настроен до определенной степени оптимистично. Так, Дональд Харден писал: «Еще можно надеяться, что ценные археологические находки будут сделаны на востоке, например, обнаружится архив глиняных табличек, сравнимый с угаритским. Однако в западных колониях Финикии вряд ли удастся найти глиняные таблички или документы, дополняющие наши скудные запасы».

Нельзя не привести и слова И.Ш. Шифмана, звучавшие как наказ ученым ХХI века: «Наше время – это время замечательных археологических открытий. Раскопки в Рас-Шамре открыли науке уга-ритский язык и угаритскую литературу. Открытия у берегов Мертвого моря предоставили в распоряжение ученых многочисленные, крайне интересные, до того времени неизвестные памятники древнееврейской письменности. Остается только выразить надежду, что раскопки в песках Сахары, в Сирии и в Ливане со временем откроют нам произведения финикийской литературы, что позволит поднять изучение финикийского языка на более высокую ступень».

Собственно говоря, изучение финикийского языка началось сравнительно недавно. Впервые связный текст на финикийском языке – греко-финикийская билингва с острова Мальта – был опубликован в 1735 году командором Мальтийского ордена Гюйо де Марном. Более или менее правильное чтение этого памятника было предложено лишь в 1758 году аббатом Бартелеми. В 1837 году было издано первое собрание финикийских текстов, которому предшествовали разрозненные их публикации. В 1951 году вышла в свет основополагающая работа по финикийскому языку. Ее автором являлся немецкий лингвист И. Фридрих – один из крупнейших современных знатоков древневосточных языков.

На русском языке памятники финикийской литературы были впервые изданы в 1903 году Б.А. Тураевым. Почетное место в мировом финикиеведении занимают труды российских и советских ученых, прежде всего Б.А. Тураева, И.Н. Винникова, М.Л. Гельцера и И.Ш. Шифмана. Немало времени и сил уделяет популяризации забытой финикийской культуры Ю.Б. Циркин.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Ромул. Основатель Вечного города автора Эббот Джекоб

Глава 2 Алфавит Кадма Существуют две различные модели, позволяющие передавать слова и предложения с помощью знаков, воспринимаемых глазом. Первая модель - это символическое письмо, а вторая - письмо с помощью фонетических символов. Внутри каждой из этих систем могут

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора

Алфавит Цивилизация стала неизбежной в тот день, когда наш неизвестный пращур сделал грандиозное открытие, смысл которого и сегодня в полной мере не постигнут человеческим умом.Он придумал алфавитную письменность, в которой каждый письменный знак соответствовал звуку

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Алфавит Цивилизация стала неизбежной в тот день, когда наш неизвестный пращур сделал грандиозное открытие, смысл которого и сегодня в полной мере не постигнут человеческим умом.Он придумал алфавит, в котором каждый письменный знак соответствовал звуку речи.Явление

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Алфавит и буквари Хотелось бы знать, кого из своих национальных героев этруски считали изобретателем письменности. У греков это были Кадм или Паламед, у римлян - древний царь Эвандр. Во всяком случае, распространение в Центральной и Северной Италии, от Кампании до Альп,

автора Олмстед Альберт

Новое завоевание Финикии В начале 345 г. до н. э. Ох собрал огромную армию в Вавилоне и выступил против Сидона. Для безопасности его жители отправили за границу свои деньги, вырыли вокруг города тройной ров и возвели стены. Были собраны более ста кораблей - не только

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Завоевание Финикии Победа при Иссе означала овладение западной половиной империи. Следующим шагом в военном походе стала оккупация брошенных Сирии и Египта. Сын Кердиммаса Менон был назначен сатрапом Коеле-Сирии. Македонец-перебежчик Аминтас бежал в Триполи, а затем

Из книги Ромул. Основатель Вечного города автора Эббот Джекоб

Глава 2 Алфавит Кадма Существуют две различные модели, позволяющие передавать слова и предложения с помощью знаков, воспринимаемых глазом. Первая модель – это символическое письмо, а вторая – письмо с помощью фонетических символов. Внутри каждой из этих систем могут

Из книги Древний Восток и Азия автора Миронов Владимир Борисович

Боги и культура Финикии У древних народов Востока схожие боги… Все они были идолопоклонниками. Скажем, финикияне обожествляли силы природы (под именем Ваала и Астарты). «В гражданском отношении ханаанские народы находились уже на довольно высокой степени цивилизации.

Из книги Загадки Финикии автора

1. ОТКРЫТИЕ ФИНИКИИ 1.1. Что было до «Жизни Иисуса»? Современные историки довольно поздно открыли для себя Финикию. Ее письменность была непонятна до середины ХVIII века, пока не удалось прочесть двуязычную греко-финикийскую надпись, найденную на Мальте. Археологическое же

Из книги Загадки Финикии автора Волков Александр Викторович

3. ЗОЛОТОЙ ВЕК ФИНИКИИ 3.1. Первые корабли плавали только в штиль Финикийцы были величайшими мореходами древности. Как же получилось, что недавние бедуины – пустынные кочевники – стали морскими странниками? На этот вопрос обычно давали клишированные ответы. Вот,

Из книги Царевна Софья и Пётр. Драма Софии автора Богданов Андрей Петрович

АЛФАВИТ МОСКОВСКИХ ПРИКАЗОВ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЗ ПОЧТИ 80 ВОЗНИКАВШИХ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ПРИКАЗОВАПРЕКАРСКИЙ - ведал приемом и службой царских врачей (дипломированных докторов медицины, фармацевтов, лекарей и учеников), содержанием и пополнением

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 13. Города Финикии Земля между морем и горамиНа востоке Средиземного моря лежит узкая полоска земли, зажатая между морским побережьем и поросшими лесами склонами Ливанских гор. Эту землю в древности называли Финикией. Здесь нет ни полноводных рек, ни широких равнин, и

Из книги Почетный академик Сталин и академик Марр автора Илизаров Борис Семенович

Общемировой язык и универсальный алфавит Во второй половине XIX века в России почти наравных боролось несколько тенденций понимания будущего не только национального языка и алфавита, но и в области проектирования их регионального или общемирового вариантов. До конца

Из книги Пять жизней древней Сури автора Матвеев Константин Петрович

РИМЛЯНЕ И ВИЗАНТИЙЦЫ В ФИНИКИИ Закат державы Селевкидов совпал с постепенным ростом могущества Римской республики. Свою экспансию Рим направил на Восток, где в первую очередь пытался защитить римские области, которые располагались в западной части Малой Азии. Главным в

Сегодня практически забыта, потому что очень мало оставила на земле своих следов. Зато она в корне изменила ход истории, определила развитие культуры и науки на несколько столетий вперед. Появление алфавитного письма в Финикии считается главным достижением небольшой, но очень могущественной в свое время морской державы. Но обо всем по порядку.

Местоположение на карте

Как известно многим, появилось алфавитное письмо в Финикии. Но вот где находилась эта страна, знают не все. Древняя цивилизация занимала небольшую полоску суши вдоль восточного берега Средиземного моря. Ее земля была отрезана от остальных территорий Ливанскими горами, которые почти вплотную подходили к воде. Если сравнивать финикийское государство с другими цивилизациями древнего мира - Междуречьем, Египтом, Персией, Грецией или Римом, то она кажется настоящим лилипутом. Но ее жители заходили во все порты Средиземноморского региона. Ее корабли везли важный товар, а сами купцы били желанными гостями во многих царских дворцах. Не случайным было появление письма в Финикии. Ведь для учета была необходима действенная и простая система.

Финикийцы - кто они?

Сегодня точно известно, что изобрели алфавитное письмо в Финикии. Когда появилось оно - также достаточно изученный вопрос. Но вот кем были жители морского государства - историки не знают. Их предки обитали в этих землях уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Правда, государства как такого у них не было, были отдельные города, в которых кипела жизнь. Они называли себя по имени поселения (тирийцы, сидоняне), а еще говорили, что их домом является земля Ханаан. Семитский язык, близкий к современному арабскому, ассирийцев, аккадцев, египтян, был их родным.

По мнению многих античных авторов, происходили финикийцы из островов в Персидском заливе. Свою прародину, вероятно, они покинули в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. К этому же времени археологи относят первые следы их цивилизации на побережье Средиземного моря.

Название страны

Алфавитное письмо в Финикии появилось в далекие годы, на заре развития человеческой цивилизации. Именно их алфавит, который содержал всего двадцать две буквы, стал прототипом систем письма античного мира. Интересно, что существует несколько версий происхождения названия государства. Первая - самая распространённая, утверждает, что Финикия переводится с греческого языка, как "Страна пурпура". Ведь именно здесь добывали редкую краску для дорогих тканей. Но можно перевести название и как «Страна Феникса», сказочного существа, которое способно возродиться из пепла. Феникс появлялся с востока, где и жили финикийцы. Третья версия - самая вероятная. Согласно ей, название государства происходит от египетского слова, означающего строителя кораблей.

Как жили финикийцы

Алфавитное письмо в Финикии появилось в пятнадцатом-тринадцатом веке до нашей эры. А до этого времени народ жил на благодатной и плодородной земле. Хотя ее было мало, она позволяла выращивать финики, оливки, виноград, разводить коров и овец. Не нужно было искусственно орошать почву, так как дожди щедро ее поливали. Море давало рыбу и других подводных обитателей. Не удивительно, что уже в середине III тысячелетия до н. э. маленькие селенья переросли в города. Крупнейшими из них были Библ, Арвад, Тир, Угарит, Сидон, Лагиш. Практически все они были обнесены массивными стенами, а в центральной части находились храмы и дома правителей. Обычные финикийцы ютились в небольших избах из глины или кирпича. По улицам были обустроены дренажные канавы.

Алфавитное письмо в Финикии (век 13-15 до н. э.) появилось намного позже. Но уже тогда горожане ощущали недостаток места. Из-за этого они сначала насыпали искусственные дамбы, расширяя острова, строили Очень тесно застраивался и Карфаген - самая известная и наибольшая колония, которая сумела долгое время соперничать с самим Римом. Стены искусно расписывались орнаментом из геометрических фигур и лент разных цветов. Характерным было наличие длинного коридора и внутреннего дворика. Из предметов домашнего обихода у финикийцев были низкие столы и стулья, большие сундуки, плоские кровати.

Купцы заморские

Появление алфавитного письма в Финикии вызвано оживленной торговлей купцов со всем миром. Но что было у обитателей восточного побережья Средиземноморья? Города покорителей морей были очень богатыми, археологи нашли много тому подтверждений. Источником сокровищ финикийцев была торговля: пути из с севера и юга сходились именно в этом месте. Плодов земли едва хватало для пропитания, но древесины было хоть отбавляй. А этот материал был весьма востребованным в пустынном Египте. Библ поставлял на рынок кедр, дуб и кипарис, которые широко применялись в кораблестроении. Из ценной древесины изготавливали саркофаги для египетской знати и фараонов.

Торговали вином, оливковым маслом, и, конечно же, пурпурными тканями. Из особого вида моллюсков добывали краску, которая окрашивала шерстяные и в благородный пурпурный оттенок. Эти ткани могли позволить себе только очень богатые люди. Производство было таким массовым, что не хватало тканей местного производства. Поэтому купцы привозили дешевый товар (неокрашенный) в Финикию, а уже здесь его окультуривали и преображали. Также пользовались спросом изделия местных ремесленников из серебра, бронзы, стекла. А еще велась посредническая торговля между западом и востоком.

Древние письмена: версии происхождения

Итак, алфавитное письмо в Финикии. Когда появилось оно, мы уже упоминали. Но ученые сходятся к гипотезе, что существовал еще более древний алфавит, который и послужил основой финикийцам. Называют его западно-семитским или протосинайским, но пока эта система не была дешифрована.

Первые надписи, сделанные финикийской системой письма, датированы тринадцатым веком до нашей эры, незадолго до начала Троянской войны. Если верить исследователям, жители Финикии делали тематические записи по разным наукам, а занимались они философией, литературой, историей. К сожалению, большинство из их трудов были потеряны, а до наших дней дошли только небольшие отрывки и цитаты в записях античных авторов.

Также существуют предположения, что алфавитное письмо в Финикии (дата появления примерная) произошло от Их могли принести в Ханаан евреи после возвращения из плена из земли фараонов. Возможно, они были той частью населения, которая не была в плену, а осталась на родине. Кто знает?

Особенности системы

Как уже говорилось выше, появление алфавитного письма в Финикии было вызвано потребностями общества. Теперь расскажем о самой системе и ее особенностях. Финикийцы использовали консонантный принцип, то есть фиксировались на бумаге только согласные звуки. Гласные же не записывались, а додумывались читателем, выходя из контекста. Писали слева направо.

В своём развитии письмена древних финикийцев прошли три этапа развития:

  • Первый или финикийский длился с момента зарождения алфавита (вторая половина второго тысячелетия до нашей эры) до покорения страны Александром Македонским.
  • Пунийский период начинается с момента основания Карфагена (9 в. до н. э) и заканчивается с разрушением города римлянами.
  • Новопунийский, который длился вплоть до пятого века нашей эры.

Постепенно алфавит переходит от эпиграфического начертания до курсивного. Одновременно буквы удлинялись и сужались, приобретая окончательный вид.

Достижения финикийцев

Появление алфавитного письма в Финикии - это не все достижения местного населения. Доказанным считается факт, что именно моряки из этого государства первыми обогнули Африку. Плавание заняло больше трех лет. Сначала путешественники вышли в Красное море, обогнули Черный континент и вошли в Гибралтар. А еще они наладили торговлю между западом и востоком, заложили основы морского ремесла. А это очень много для того времени.

Финики;йская пи;сьменность - одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XIII века до н. э. и, предположительно, стала родоначальницей большинства современных письменных систем.

Использовала консонантный принцип, то есть для записи слов использовались только согласные звуки, а значение гласных оставлялось на понимание читателя. Текст записывался справа налево.

Появление алфавита

Сложно сказать, являлся ли финикийский алфавит первым фонетическим алфавитом в мире, но именно он, появившись на свет около трёх тысяч лет назад, дал начало практически всем алфавитным системам, существующим на сегодняшний день. Между исследователями ведутся споры по поводу, когда возник финикийский алфавит. В 1922 году археологи нашли в склепе Библа каменный саркофаг царя Ахирама, на крышке которого прорезана финикийская надпись. Пьер Монтет, нашедший саркофаг, и некоторые другие отнесли надпись к XIII в. до н. э., однако в 1980-х годах Гибсон датировал надпись XI в. до н. э. Современные исследователи, опираясь на возраст глиняной посуды, найденной в склепе Ахирама, выдвигают гипотезу, что Ахирам жил в VII в. до н. э., и, таким образом, надпись на саркофаге не может дать отсчет началу финикийской письменности. Тем не менее археолог Pritchard в 1972 при раскопках селения Сарепта (между Сидоном и Тиром) обнаружил глиняный кувшин с процарапанной надписью, которая, возможно является самой ранней из выполненных финикийским письмом. Надпись на кувшине датируется началом XIII в. до н. э., то есть выполнена во времена Троянской войны, когда греки уже забыли свою линейную письменность и заимствуют финикийский алфавит только через несколько столетий.

Элементы фонетической записи, предшествовавшие алфавиту, появляются в письменностях Междуречья (аккадская силлабическая клинопись) и, в особенности, Египта. Так, в египетской иероглифике уже во времена Среднего Царства получила распространение система одно-, двух- и трёхсогласных фонограмм, причём египетское иероглифическое письмо этого периода являлось сочетанием идеографических и фонетических знаков с преобладанием последних. Уже в этой письменности отмечается чисто фонетическая запись слов, для которых идеографическая форма записи непригодна, - иностранных личных имён и топонимов.

Первые следы использования алфавитных линейных (неклинописных) систем относятся к XIV веку до н. э. - это протохаанейские и протосинайские надписи. Буквы протохаанейского алфавита сохраняют стилизованные пиктографические начертания, однако используются фонетически. Связь пиктографии и фонетики в этом алфавите акрофоническая, т. е. для записи некоего звука используется упрощенное изображение предмета, название которого начинается с этой буквы. Так, буква «б» представляет собой не что иное, как стилизированное изображение дома, beit. При этом этот символ больше никогда уже не обозначает «дом», только «б». И наоборот, для записи «б» используется только он.

Происхождение букв-пиктограмм неясно, считается возможным заимствование египетских односогласных фонограмм, однако со сменой их фонетического значения для адаптации протоханаанейской акрофонии. Дальнейшее упрощение начертания протоханаанейского алфавита и привело к появлению финикийской письменности: простая система, содержавшая всего 22 согласные буквы.

Сходные процессы адаптации происходили и с клинописью в XIII веке до н. э.. При раскопках Угарита (север сирийского побережья Средиземного моря) были обнаружены тысячи глиняных табличек с клинописью. Часть записей была на аккадском и представляла собой дипломатическую переписку, но большая часть табличек содержала тексты мифологического характера, записанные западносемитским письмом, адаптированным к глине и содержащим 30 символов клинописи - т. е. угаритский алфавит является, вероятно, первым неакрофоническим алфавитом.

Революция письменности

Создание алфавита произвело настоящую революцию в мире письменности, сделав письменность доступной для большинства людей. Один знак обозначает один звук. В первоначальном акрофоническом варианте алфавит к тому же содержал и «подсказки» пишущему и читающему, что обуславливает его мнемоничность и облегчает его распространение - в пределах, естественно, одной языковой группы. Вероятно, сочетание акрофонической мнемоники с простотой начертания и малым числом символов и привело к быстрому распространению финикийского алфавита среди территорий, населённых народами, говорившими на западносемитских языках. Дополнительным преимуществом финикийского алфавита по сравнению с угаритским алфавитом была его независимость от носителя надписи, в отличие от клинописи, привязанной к глине, финикийская письменность была удобна для записи на любой поверхности - от вощёных дощечек до остраконов (черепков), на которых зачастую делались бытовые записи.

Финикийская письменность дала начало нескольким ветвям письменностей:

* малоазийские алфавиты (исчезли)
* древнеливийская письменность и её потомки:
o турдетанское письмо (исчезло)
o берберское письмо тифинаг
* иберское письмо (исчезло)
* греческой, от которой произошли
o кириллица, используемая в наше время в Восточной Европе;
o латинский алфавит (через этрусский алфавит), распространившийся из Западной Европы по всему свету;
* арамейская письменность, от которой произошли:
o еврейский алфавит;
o самаритянское письмо
o арабская письменность (через набатейский алфавит);
o сирийское письмо (серто, эстрангело и др.)
o уйгурское письмо и его потомки: орхоно-енисейские руны (исчезли), монгольское письмо
o письменности Индии (современный деванагари) и юго-восточной Азии (через брахми);
o грузинское письмо;
o армянский алфавит.

Таким образом, большинство из огромного количества существующих сегодня письменных систем являются прямыми наследниками финикийского алфавита.

Источник: http://alfavit.ucoz.ru/publ/finikijskij_alfavit/1-1-0-5

Рецензии

На мой взгляд финикийский алфавит смысловой, я его прочитал так:

Как Бык – трудится для дома,
Верблюд – за пределами (выходя из дома в поход),
Молитва – укрепляет, как скрепляющий гвоздь,
Оружие (орудие) – защищает/ покоряет отдалённое, как стрела,
Колесо – облегчение руке при переноске,
Ладонь – при помощи палки правит быками,
Воды – для рыбы;
Так несущей опорой – глазу,
Рту – жаждущему, как охотник добычи, произнести написанное,
Подобной игольному ушку – голове (продевшей в себя нить букв) –
Зазубренный/ выученный – знак (чтобы потом вести собой нить написанного, вышивая канву повествования).

Славянская азбука читается гораздо легче и назидательней:

Я (буква, буквица) – основа грамоты знания.
Слог (слово) – сосложённое добро есть,
вкладывайте душу усердно в него, –
с земной почвой схожий.
Его, как люди, осмысливайте.
Наше (букв) он (слог) созвучие.
Произноси слово чётко.

Учение – искусность,
Удаление от искусственного.
Плод обучения – грамотность,
читай, складывай, осмысливай,
чтобы внять её.
Их (всё это, буквы) связав в малом (слове) –
свяжешь и в большем (предложении).
Гусли души прославляющей
рокочут струнами этой Буквицы.